26 Apr 2007

Откуда растут ноги у пилоток?

Вопрос моды в военное время кажется, на первый взгляд, не совсем уместным. Солдаты и офицеры сражаются за родину, женщины в тылу ухаживают за ранеными — какая может быть мода? Между тем, именно в сороковые годы ХХ столетия в Советском союзе начинает формироваться мода, как социальный институт, открываются дома ее самой, появляется журналы. С чем это связано, и какая стилистика преобладает в это непростое время? Начнем, пожалуй, с фактов.

1938 — был создан Московский Дом моделей.

1944 — Киевский Дома моделей

1945 — Ленинградский Дом моделей начинает свою деятельность.

К августу 1948 г. Дома моделей уже действовали в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске и Риге. Заметьте, это годы, когда все силы страны брошены на развитие военной промышленности, а самый востребованный предмет гардероба по идее — солдатская шинель. Парадокс? Отнюдь, всего лишь грамотная государственная политика. Дело в том, что в 30-е годы активно начался процесс формирования особой, советской моды. Но вторая мировая война с одной стороны встала на пути этого процесса, а с другой — явилась его катализатором. Судите сами, когда человек возвращается после войны, видевший уже капиталистический запад, который отнюдь не всегда загнивал, вопреки советской пропаганде, он должен приезжать в радостную, приятную действительность страны Советов. Мужчине хотелось видеть красивых женщин, женщинам, перенесшим ужасы войны — вернуться к своей роли, при этом, продолжая быть строителем коммунизма. Немаловажно и то, что индустрия набирает обороты не в послевоенное время, но к концу войны. Стимул должен существовать не в зыбком будущем, а в реальности, быть настолько явным, чтобы каждый понимал, за что он идет на фронт: не только за идеалы (хотя их роль неоспорима), но и за живых, осязаемых, реальных: жен, сестер, подруг. Логика политической линии в отношении модной индустрии очевидна. Однако, что это представляло собой на практике?

В армии служило около 500 тысяч женщин, чьи платья надолго были отложены в шкаф. Большинству из них пришлось облачаться в гимнастерку, одежду полевой медсестры; оставшимся в тылу — выполнять тяжелую мужскую работу. Учитывая, что мода 30-х так и не создала единого стиля, военные годы внесли свою мощную лепту в одежду разных социальных слоев.

Общим было, пожалуй, появление брюк не только как редкого элемента гардероба, но как рабочего варианта длинной юбки, более практичного и удобного. Конечно, мужские и женские гимнастерки легко трансформировались в пиджаки и женские жакеты. Еще одна тенденция, ставшая из исключения трендом — короткие женские стрижки.

Но была и противоположная сторона процесса. Как уже упоминалось, послевоенный период требовал яркости и женственности, и те самые дома моды производили фасоны, дарившие их сполна: нежные расцветки, «летящие» фасоны, легкие летние и изящные зимние платья. Пресловутые бряки еще не вошли в повседневный быт, оставаясь рабочей одеждой. Это направление очевидно, если мы посмотрим на портреты жен офицеров, прошедших войну. Их прически, пышные, завитые, порой еще несколько вычурные — последний поклон отживающим произведения парикмахерского искусства начала ХХ века.

Макияж того периода — иллюстрация того, как мода зависит от ситуации в стране. Иконой стиля и красоты СССР оставалась Любовь Орлова — блондинка, женственная, с яркими губами, тонко выщипанными, словно удивленными бровями. Этот образ напоминает и западных красавиц 30-х годов, вспомним и Марлен Дитрих, и Грету Гарбо, и при этом несет выраженную русскую специфику. Естественно, что работающая советская женщина, как и звезда кино, крупнее и фактурнее.

Не стоит забывать и о главенствующей тенденции советской власти в области моды — сделать ее массовой и однородной. По сути это удалось только через полтора десятка лет, но именно военный период заложил мощную основу, хотя мог бы разрушить все попытки, учитывая появление трофейной одежды и то, как тяжело на самом деле было швеям переходить с грубых тканей военных мундиров на изящные фасоны женских туалетов. Кстати, это определило геометрическую специфику советской легкой промышленности на несколько лет вперед. И при этом государство оставалось единственным органом, контролирующим вкусы населения самым простым способом — монополизацией моды. Конечно, существовал альтернативный вариант — пошив на заказ. Но большинству людей, тем более выходцев из сел, еще вчера испытавших на себе дефицит обуви, когда одна пара валенок приходилась на всю семью, а также одежды, в условия того, что порой многодетные семьи шили одежду из военного мундира отца, это было не по карману, да и непривычно.

Именно в связи с урбанизацией и многочисленными социальными изменениями, повлекшими переселения больших масс населения, появилась тенденция народных мотивов. Оправданный и уплотнением «железного занавеса», и стремлением человека перенести с собой часть прошлого, пускай и не самую значимую, народные декор и элементы фасона незаметно, но прочно обосновались в одежде того времени.

Развитие мужской моды было серьезно заторможено повсеместным распространением военной формы. Знаковым явлением штатской моды стали пришедшие из 30-х длинные плащи, поменявшие только свой цвет на более светлый.

Так, форсированными темпами, противоречивая и эклектичная, создавалась мода 40-х годов. Стиль милитари и ранний советский романтизм, который разовьется в следующем десятилетии, стали неотделимым символом той эпохи.

Понравилась статья?
Ваш город:
Москва
Добавить новый адрес
Например, "(495) 599-12-34" или "(499) 500-75-53 доб. 21"
Нашли ошибку?

Расскажите, какие неточности или ошибки вы обнаружили на «Аденься».

Считается все: устаревшие адреса, неправильные фотографии и орфографические ошибки. Спасибо!

Отправить сообщение

Указывайте корректные данные, в противном случае сообщение не будет отправлено адресату.

Добавить