Статьи Концепция Время Мэрилин Монро, Софи Лорен и Людочки Гурченко
07 мая 2007

Время Мэрилин Монро, Софи Лорен и Людочки Гурченко

Отголоски моды 50-х годов до сих пор проскальзывают и в коллекциях haute couture, и в casual-тенденциях нового века. В каком-то плане это можно объяснить тем, что мода в современном ее понимании и роли появилась именно в эту эпоху. Конечно, до того были и Коко Шанель, и Елена Рубинштейн, но для того, чтобы fashion-индустрия начала плодотворную работу необходимо было смешение культур. Массовая, элитарная, народная — после Второй мировой войны все они сливаются в однородную массу, из которой несколько десятилетий спустя, как и по сей день выплескиваются субкультуры с собственной стилистикой, мировоззрением, характером. Особенно явственно это видно на примере нашей страны.

Чем ознаменовалась середина века в модной жизни СССР? Наверное, первое, что придет в голову человеку, даже далекому от интереса к тенденциям стиля, но встречавшему Новый Год неподалеку от телевизора — «Карнавальная ночь» и ее звезда — Людмила Гурченко. Пожалуй, в этом кинематографическом произведении отразились не только идеалы послевоенной эпохи, но и само настроение моды того времени.

Однако, начнем с истоков. Послевоенная легкая промышленность пребывала не в лучшем состоянии. И все же, к концу 40-х годов в Советском союзе уже функционировали дома моды, развивались тенденции, появлялись те, кого мы сегодня называем «иконами стиля».

Основной тенденцией женского стиля была сама женственность. Силуэт того времени — песочные часы, соответствовал ему и фасон одежды. Платья — приталенные, достаточно длинные, обычно ниже колена, легкие простые материалы. Еще сохранялись геометрические формы силуэта, наследие военного времени, которые просуществуют еще около 20 лет, но прежняя форма подчеркивала совсем иное содержание. Женственность доминировала не только в фасоне, но и в отношении к недавно столь популярным элементам мужского костюма. В частности, брюки подразумевались как элемент исключительно рабочей одежды или вариант для отдыха. Короткие юбки, как в любую послевоенную эпоху, уходили в небытие, чтобы вернуться через каких-нибудь 10—15 лет.

Плотные ткани уступали место более легким: ситец, гипюр, шифон — оказались лучшими друзьями девушек из разных социальных слоев. Цветовое решение большинства туалетов было достаточно скромным. Узоры — мелкие: горошек, легкие растительные мотивы. Кстати, возвращение узоров, отвергнутых при пришествии Советской власти, началось именно в эту эпоху. Доживала последние годы такое, возрождаемое только в современных коллекциях, явление, как пышная юбка, подчеркивающая талию. Медленно, но верно утверждается в гардеробе советской деловой женщины узкий силуэт. Интересная ситуация складывалась с обувью — не было единого стандарта модного каблука, в отличие от последующих и предшествующих времен.

Идеал женщины во многом схож с западным (а там, напомним, Мэрилин Монро, Софи Лорен — идеалы женственности, уже признанные классикой), и это неслучайно, ведь именно во времена хрущевской оттепели советские модельеры получили возможность контакта с западными коллегами. Уже более широко стали проводиться демонстрации достижений модельеров, в Домах моды устраивались показы, привлекающие разнообразную публику. Унификация, между тем, набирала темпы, и однообразию промышленности соответствовало различие деталей при общей неизменности тенденции.

Мужская мода немногим отличалась от западной. Популярен брутальный задумчивый, крупный герой, он пережил войну, влюбчив и патриотичен. Естественно, энергия такого человека направлена в первую очередь на работу, как физическую, так и интеллектуальную. Одет этот муж «со взором горящим» удобно, просто и незамысловато. Однообразие мужских костюмов было сравнимо разве что с военной формой: широкие пиджаки, высокая посадка брюк, классически рубашки с небольшим воротником. Любопытно, что узкие брюки, по-видимому, появились именно как контраргумент широким штанинам того периода. Еще одной «фишкой» стиляг, зародившейся в это время, стали остроносые туфли, порой на платформе. Официальная мода предусматривала, напротив, мужскую обувь с квадратными носами.

Советская мода была своеобразным зеркалом европейской, и расцвет стиля нью-лук за занавесом превратился в гармоничное сочетание женственности и романтической мужественности героев социализма в советском пространстве. Возвращение к элементам 50-х происходит каждый раз, когда мы пытаемся возродить традиционные ценности или расквитаться со стилистикой унисекс, и не зря именно рекламные плакаты той эпохи стали символами романтизма ХХ века.

Понравилась статья?
Добавить новый адрес
Например, "(495) 599-12-34" или "(499) 500-75-53 доб. 21"
Нашли ошибку?

Расскажите, какие неточности или ошибки вы обнаружили на «Аденься».

Считается все: устаревшие адреса, неправильные фотографии и орфографические ошибки. Спасибо!

Нажимая кнопку "Отправить", я подтверждаю свою дееспособность, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Условиями
Отправить сообщение

Указывайте корректные данные, в противном случае сообщение не будет отправлено адресату.

Добавить