Никакие каноны не вечны, и только сломав и преобразив старую форму, можно найти новую, – таковы принципы деконструктивизма, модного течения, порожденного японскими дизайнерами в 1980-х годах, и продолжающего ломать стереотипы по сей день.
Hermès, Jean Paul Gaultier, Proenza Schouler
Деконструкция – это особый метод проектирования одежды, подразумевающий изменение стандартного кроя введением неожиданных деталей, асимметричности, использование необработанных краев и швов наружу. Свитер с четырьмя рукавами, воротник вместо пояса, галстук на спине, правая и левая части костюма разных цветов, джемпер, натянутый на бедра подобно юбке, – все это примеры деконструкции. Направление характерно для авангардной моды, но часто такие хулиганские мотивы пробиваются в коллекции повседневной носки, яркий пример тому – показы текущего и следующего сезонов.
Модели женской одежды Céline (фото 1,2), Alexander Wang, Givenchy
Фиби Фило связала рукава узлом на талии, получив эффектный пояс с намеком на гранж. В коллекции Céline есть двусторонние платья и пальто с таким элементом, в отдельных моделях рукав может выполнять свою прямую функцию. Подобный мотив можно наблюдать у Александра Вэнга, – из проймы свитера «выныривает» широкий хлястик, обвивающий талию крест на крест и снова прячущийся в шве.
Карл Лагерфельд часто прибегает к деконструкции. В предложении Chanel зима 2013/14 есть пальто с подвернутыми на лицевую сторону полами и обнажившейся подкладкой из жатой ткани. А в коллекции для Модного дома Fendi Карл поиграл с разными фактурами, сделав одну половину плечевого изделия из меха, а вторую из мягкой пальтовой ткани. В другом варианте кожаная вставка визуально делит платье на две отдельные вещи, надетые одна на другую.
Chanel, Fendi (фото 2,3)
Не отстает и Миучча Прада, предлагая юбки с полотнищами разной длины разных фактур или из одной ткани, но с разным направлением рисунка. В коллекции Prada весна-лето 2014 появился смелый элемент – бюстье (съемное или являющееся частью сложной мозаики из отдельных деталей), надетое поверх верхней одежды.
Prada
Эннио Капаза расчленил пальто на отдельные составляющие, наделив его признаками сразу нескольких предметов гардероба, – со спины это пальто с меховыми рукавами, но спереди оно трансформируется в короткий жакет, хаотичность образу добавляют отрезные полы пальто, не прикрепленные к поясу. Пальто от Genny тоже с обманом – спинка от шубы, а полочки от двубортного пальто.
Costume National, Genny, Haider Ackermann
Порой, деконструкция гармонично вписывается в повседневные образы, добавляя нотку свежести в традиционные формы одежды.