Капсульные коллекции, которые появляются в результате тесного сотрудничества известных фешн-дизайнеров и масс-марок, уже не редкость. О том, пользуются ли они спросом, говорить не приходится, потому что в дни продаж у избранных магазинов организовываются длинные очереди, как в советские времена за дефицитным товаром.
Но вот выгодно ли такое сотрудничество (в модном мире прижилось название таких отношений — коллаборация) обеим сторонам и есть ли будущее у такой линии развития моды? Попробуем разобраться в этом.
1. Корни возникновения колабораций масовых брендов и дизайнеров
К слову, это явление 21 века, уже ставшее практически массовым, имеет название «masstige» — от слияния двух слов ""массовый" и "престиж". Фактически, таким образом происходит сближение массовой, уличной моды и высокого подиумного искусства. Дизайнер, имеющий имя, в сотрудничестве с довольно известным брендом выпускает капсульную колекцию, обычно состоящую из десятка-двух вещей и поступающую в продажу в ограниченном количестве и только в избранные магазины бренда. Но от подиумных образцов такие вещи "мастиж" отличаются сравнительно недорогой ценой, а значит, более доступны для модниц. Ведь одно дело довольствоваться жалкой копией вещи с заветной надписью, совсем другое - иметь возможность приобрести вещь класса люкс по привлекательной цене и прикоснуться таким образом к миру высокой моды.
Почему-то принято считать, что начало этой новой традиции положил Карл Лагерфельд в 2004 году, создав колекцию для H&M.
Но на самом деле историки моды признают тот факт, что первая попытка подобного сотрудничества датирована далёким 1969 годом: тогда дизайнер дома Max Mara Эммануэль Кан создал специальную колекцию для французского модного каталога. Это была, так сказать, первая ласточка, а за ней через некоторое время затишья начался настоящий бум модных коллабораций.
Чтобы не тратить время на перечисление модных марок и дизайнеров, которые попробовали такой вид сотрудничества, скажем, что проще найти тех, кто отвергает и открыто критикует капсульные коллекции. Например, Миучча Прада утверждает, что капсульные колекции являются плохими копиями люксовой одежды, к тому же, идя в народ, они теряют главные отличительные качества - уникальность и совершенное качество.
2. Мастиж прогресирует: кто же в выигрыше?
Понятное дело, подобные отношения на руку масс-маркам, ведь в результате они:
получают шанс "пропиариться" с помощью имени дизайнера; в результате увеличивается вес компании на рынке продаж, а соответственно - количество потенциальных клиентов и появление среди них более состоятельных людей; если такое сотрудничество станет систематическим, масс-бренд имеет шанс увеличить стоимость своих товаров, из категории дешевых вещей перейдя в более солидную среднюю категорию.
Фактически, коллаборация с каким-то дизайнером — это первый шаг к изменению имиджа компании. Так, самым главным экспериментатором в этой области прослыл бренд H&M: на его счету удачное сотрудничество с Viktor&Rolf, Jimmy Choo, Roberto Cavalli и многими другими. С 2004 года можно проследить стремительный рост авторитета компании. Можно ли отрицать роль коллабораций с люкс-марками в этом?!
Viktor & Rolf for H&M
платье Roberto Cavalli for H&M
Jimmy Choo for H&M
В выигрыше остаётся и потребитель: он получает возможность приобрести дизайнерскую вещь по цене масс-маркета и стать обладателем практически эксклюзивной вещи, что не может не прибавить ему веса в глазах окружающих.
А как же с третьей стороной — дизайнером? Оказывается, он выигрывает не меньше остальных. Признаемся честно, что иногда высокая мода далека, непонятна и непрактична в глазах обыкновенного обывателя. А тут она делает шаг навстречу, что способно повысить авторитет даного бренда и узнаваемость. А там, глядишь, кто-то предпочтёт подкопить денег и приобрести дизайнерскую вещь вместо дешевой подделки — так раширяется круг клиентов. А на улице появляются искрящиеся от счастья обладательницы практически эксклюзивной одежды, причём не сногшибательно дорогой.