Статьи Уроки стиля Музей обуви хранит туфельку Мэрилин Монро и ботинки папы римского
11 апр. 2012

Музей обуви хранит туфельку Мэрилин Монро и ботинки папы римского

На севере Апеннинского полуострова, в маленьком городке Виджевано, что в провинции Павии недалеко от Милана есть необычный музей обуви Museo internazionale della calzatura.

  1. Туфелька  Мэрилин

     

    Приглядитесь к этим туфлям зеленого атласа и подошвой персикового оттенка. Полюбуйтесь их классически выверенными линиями с заостренным носком и головокружительным изгибом подъема. Эти «лодочки» когда то принадлежали секс-символу Голливуда Мэрилин Монро и, по мнению самых фанатичных ее поклонников, до сих пор сохранили тепло ее ступней. Вот только жаль, что проверить, правдив ли миф, согласно которому Мэрилин всегда заказывала укорачивать один из каблуков на сантиметр, чтобы добиться своей фирменной покачивающейся походки, будет невозможно: в Museo internazionale della calzatura в Виджевано выставляется под стекло только один «полномочный представитель» обувной пары. За очень редким исключением.
     
  2. Уникальные экспонаты музея



    Начищенные до блеска сапоги Бенито Муссолини или красные кожаные ботинки папы римского Пио XI, декорированные крестами из золотой тесьмы — все это «пазлы» уникальной коллекции музея, насчитывающей около трех тысяч бесценных экземпляров.



     
  3. История возникновения

    Экспозиция находится в помещении бывших конюшен одного из самых больших фортификационных сооружений Старого Света — замка Сфорцеско. Видный деятель эпохи Возрождения герцог Лодовико Сфорца по прозвищу Моро («мавр» в переводе с итальянского), покровительствовавший представителям науки и искусства (Леонардо да Винчи в том числе) поручил своему великому современнику архитектору Донато Браманте обновить старую резиденцию. Кроме часовой башни, сокольничьей и пьяццы Дукале — идеального прямоугольника площади — «прихожей замка», окруженной периметром портиков, гости города могут познакомиться и с историей недавней, связанной с производством обуви — неизменного фетиша большей части прекрасного пола.



    Музей возник на основе богатой частной коллекции предпринимателя Пьетро Бертолини, переданной после его кончины в дар муниципалитету. А стараниями помогавшего ее структурировать историка Луиджи Барни и общественных организаций, все время пополняющих фонды экспозиции, она вот уже 40 лет дарит своим посетителям полноценное эстетическое наслаждение. Сегодня в роли арт-директора музея выступает Армандо Поллини, родившийся в Виджевано и сделавший свои первые шаги в мире обувной моды сначала в Париже и потом в свингующем Лондоне, где в 60-х годах разрабатывал для Мэри Квант и А бренда ВiЬа такие авангардные для того времени модели, как обтягивающие икры сапожки-чулки из белого стретча или zatterone на огромной платформе из замши кричащих расцветок, предвещавших моду следующего десятилетия.

    Журналисты окрестили его Королем эласта, превознося его революционное чутье в области синтетики и удачные комбинации новейших и традиционных материалов. В конце 70-х годов стилист основал собственную марку Armando Pollini Design, и счастливые обладательницы туфелек или босоножек с этим логотипом хранят свои приобретения как ценности: например, балетки из нубука, одинаковые для обеих ног, пастельной гаммы или лакированной кожи радужного диапазона.

    Как вы догадываетесь, экземпляры синьора Армандо по-своему обогатили выставочные фонды. Однако начинать осмотр музея его куратор советует с исторического зала, где красуются атласные, отделанные лентами венецианские бальные туфельки и «ножные драгоценности» из позолоченного шевро и кованого серебра; высокие сапоги кучера почтовой кареты и пробковые пантофли 17 века; изящные французские сапожки времен Belle Epoque и угловатые футуристические туфли, навеянные манифестами Маринетти.
     
  4. Украшения для ступней знаменитостей



    Особое место занимает обувь, оберегавшая и украшавшая ступни знаменитостей: от реконструкции средневековых ботинок Карла Великого и любимых красных каблуков Короля-Солнца Людовика XIV до белых ботфортов Джейн Фонды из эротико-фантастического фильма «Барбарелла», элегантных туфель последней королевы Италии Марии Жозе Савойской и босоножек для красной дорожки от Дженнифер Лопес и Бритни Спирс.
     
     
  5. Говорящая туфелька из прошлого


    Однако над всеми обувными предпочтениями королей и понтификов, вождей и звезд шоу-бизнеса возвышается в гордом одиночестве нечто странное, но тут же приковывающее взгляд. На белой подставке с алой подушечкой удобно расположилась старинная кожаная домашняя туфелька без задника, датируемая 1495 годом и приписываемая Беатриче д’Эсте — блестящей принцессе итальянского Возрождения, выделявшейся своей красотой и образованностью. И являвшейся женой того самого Лодовико Сфорца, который преобразил виджеванскую крепость (как раз на раскопках вокруг нее и была извлечена на белый свет редчайшая в своей исторической ценности туфелька на танкетке). 

    В июне прошлого года в музее был открыт первый мультимедийный зал Stanza della Duchessa («Комната герцогини»), посвященный единственной в своем роде находке.

    В ходе любопытной видеоинсталляции туфелька «рассказывает» о себе, о тех, кто ее сделал, и своей аристократичной хозяйке. Нынешними мастерами из Виджевано была также воспроизведена точная копия ренессансной обуви, с использованием материалов и техник той далекой эпохи.
     
  6. Этника для любителей экзотики

    Этнический зал понравится ценителям экзотики. К тщательному осмотру готовы образцы повседневной и ритуальной обуви со всего мира: теплые сапоги эскимосов из тюленьей кожи, веревочные сандалии нигерийских племен и мягчайшие, арабские бабуши; высоченные цокколи венецианских куртизанок, не дававшие замочить подолы длинных платьев, и обувь-скамеечка гэта из Страны восходящего солнца; В крохотные кукольные туфельки для забинтованных ступней китаянок (к счастью, с прекращением этой жестокой практики их можно найти только в музее) и лапландские ботинки. 



    Ну и самые дорогие экспонаты — мужские мокасины северо-американских индейцев из дерева с перламутром.
     
  7. Причуды креативных умов 

    Любителям диковинных вещей обязательно нужно заглянуть в зал чудес — Camera delle Meraviglie.
    Разнообразные инструменты, патенты на изобретения с безумными идеями и, разумеется, они — нет, это не просто обувь, это причудливые фантазии креативных умов, их породивших. Серебряная туфелька, совершенная в своем односантиметровом размере, не «тушуется» перед гигантской туфлей баскетболиста Шакила О’Нила, на 16 см переросшего двухметровую отметку, и даже свысока «поглядывает» на туфлю с платформой высотой в один ярд.


    Женские сандалии
    на деревянных катушках соревнуются в концептуальности с эксцентричными ботильонами на массивном каблуке от Мартина Маржелы. И кто же может быть более оригинальным, чем творческий тандем Сальвадора Дали и Эльзы Скьяпарелли? Их совместными усилиями появились на свет такие сюрреалистические шедевры, как «волосатые» полусапожки Monkey furshoes или совершенно сумасшедшая туфля-шляпа с торчащим вверх каблуком, надевавшаяся на светские приемы женой испанского выдумщика Галой.
  8. Классика, не знающая границ

    Зал стиля и дизайна порадует более консервативных в своих пристрастиях знатоков обуви. Здесь представлены соблазнительные открытые босоножки, вышедшие из-под «пера» Маноло Бланика, без которых не представляла своего существования главная героиня культового сериала «Sex and the City». Провокационные «детища» хулигана от моды Александра МакКуина, который мог украсить жизнь и манекенщице без ног, превратив ее протезы в произведения искусства. Благородные формы и непревзойденное качество туфель от Сальваторе Феррагамо. Алые подошвы гламурных сапожек Кристиана Лубутена, вдохновленного бурлескным флером парижских кабаре. Незнающая границ воображения ювелирно-обувная муза Рене Каовилла. Перечисление остальных стилистов, на чьи создания можно здесь посмотреть, говорит само за себя: Emilio Pucci, Charles Jordan, Roger Vivier, Christian Dior, Karl Lagerfeld, Giorgio Armani, Louis Vuitton...

     
  9. Каледоскоп первенств



    Следующим этапом в дороге обувных открытий становится Галерея, предлагающая своим зрителям калейдоскоп местных достижений, вошедших в историю интернациональной модной индустрии. Это — и основание в 1929 году первой фабрики по производству резиновой обуви в стране. Это — и первенство в выпуске «теннисных туфель», ныне называемых кроссовками. И в то же время первенство в изготовлении изысканной вечерней и свадебной обуви.
     
  10. Искушение на шпильках

    И вот, наконец, зал туфель на «шпильках» — искушение в чистом виде (как для женщин, так и для мужчин). Кинодивы калифорнийской и римской фабрик грез во многом обязаны именно этому изобретению, имевшему место быть, по заключению многих экспертов моды, именно в Виджевано, в 1953 году. Многие конструкторы ломали голову над тем. как, сохраняя утонченность линий женских туфель, вознести их на недосягаемую ранее высоту, используя при этом не грубый устойчивый каблук, а тонкий и хрупкий с виду, но могущий выдержать вес всего тела. И мастера итальянской обувной столицы нашли нужное решение, благодаря чему теперь витрины магазинов с выставленными сапогами или босоножками-стилетто притягивают покупательниц, как магнит. Вот они, наши герои — небольшие виджеванские марки, внесшие незаменимый вклад в эволюцию высокого каблука: Cesare Martinoli-Caimar, Re Marcello, Erco, Aldrovandi, Brunis Barbavara, Waltea, Panvi.
     

    В этом зале можно увидеть туфли, соблазнившие небожительниц Голливуда Аву Гарднер и Одри Хэпберн и их коллег из Чинечитты — Софи Лорен и Джину Лоллобриджиду. Есть очень интересный а и, главное, очень полезный экспонат, придуманный в шутку римским дизайнером Альберто Даль Ко по идее последней из актрис: туфли «anti paparazzo» в разгар дольче виты действительно могли помочь мегапопулярной Лолло избавиться от чересчур назойливых фотографов — эти женственные «лодочки» были снабжены на укрепленном заостренном носке и на металлическом наконечнике каблука двумя «угрожающими» миниатюрными шпорами.

    «Шпильки» бывают разные — об этом мы догадывались, но описываемая экспозиция это доказывает с детализированной очевидностью: тут можно поразиться каблукам в виде рожка клубнично-молочного мороженого или, например, в форме распускающегося цветка. И весь потенциал этой сферы еще предстоит выявить и развить новым поколениям молодых модельеров, идеям которых в музее также нашлось место.
     
  11. Спецпроекты  в «обувном рае»

    Довольно часто в  Виджевано организовывают и специальные проекты, приуроченные к каким-либо важным поводам. Так, например, в прошлом году в связи с празднованием 150- летия объединения Италии работала тематическая выставка из 50-ти сапог Made in Italy, обыгрывающих форму Апеннинского полуострова. К каждому из экспонатов были подобраны документы и иллюстрации, которые соотносились с персонажами или событиями национальной истории. Десятилетие с 1861 по 1870 год отражено через сапоги Джузеппе Гарибальди, а 30-е годы 20 века — через обувь легендарного автогонщика Тацио Нуволари по прозвищу «Летающий мантуанец».

    Другой спецпроект называется «Matite rosa» («Розовый карандаш») и презентует публике только дамские туфли, созданные руками женщин и направленные в первую очередь на поиск сбалансированного сочетания комфорта и красоты (ведь «обувные леди» могут испытать собственные творения на себе и понять, придется ли в стремлении к совершенству приносить очередные жертвы или возможно обойтись без них).

    Международный музей обуви в Виджевано — это живой организм, а не застывшая композиция, поэтому выставки все время находятся в ротации. Куратор музея уточняет, что деятельность его подопечных направлена не только на сохранение наследия прошлого, но и в большей мере на распознание дизайнерских талантов в настоящем с обязательным прицелом на будущее, которое для обуви с надписью «Сделано в Италии» припасет еще много стилистических сюрпризов.

      Источник issuu.com

 

Понравилась статья?
Добавить новый адрес
Например, "(495) 599-12-34" или "(499) 500-75-53 доб. 21"
Нашли ошибку?

Расскажите, какие неточности или ошибки вы обнаружили на «Аденься».

Считается все: устаревшие адреса, неправильные фотографии и орфографические ошибки. Спасибо!

Нажимая кнопку "Отправить", я подтверждаю свою дееспособность, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Условиями
Отправить сообщение

Указывайте корректные данные, в противном случае сообщение не будет отправлено адресату.

Добавить