Есть ли связь между внешним обликом творческого человека и продуктом его творчества? Например, как взаимодействует стиль музыканта с тем, что он предпочитает играть? Взять адептов тяжелой музыки – последователи Оззи Осборна и те, кто играет как Linkin Park называют себя металлистами (только первые с приставкой «хэви», а вторые – «ню»), однако, насколько по-разному они выглядят. Что общего у людей, одевающих черные кожаные вещи в двадцатиградусную жару, и у пирсингованных скейтеров в широких штанах и майках навыпуск? Как ни странно, в основе всего был один стиль, созданный конкретными людьми в начале 80-х.
Фриков в музыкальной культуре довольно много, и особенно нестандартность имиджа отличает «тяжелых» музыкантов – от Элиса Купера до Мэрилина Мэнсона. Не отрицая индивидуальности их стилей, легко заметить объединяющую идейную подоплеку.
Итак, на рубеже 70-80х один из музыкантов Deep Purple взялся продюсировать малоизвестную группу Judas Priest. В музыке это был следующий шаг в развитии тяжелого саунда. Такая музыка не могла не повлиять на внешний облик - звук и костюм утяжелялись единовременно. Judas Priest стоял у истоков новой волны британского хэви-метала. Музыканты охотно обращались к стилю барокко. В целом, их отличало тяготение к быстрым темпам, "железному", лишенному свинга ритму, жесткому звучанию, полифоничной фактуре, экзальтированному вокалу, а также стремление культивировать силу и агрессию. Солист Judas Priest – Роб Хэлфорд - бесспорно стал законодателем моды для металистов. Гееподобный Роб вынес на сцену свой «постельный» имидж. Его появление каждый раз становилось горячим Heavy Metal'ическим аттракционом: лысый, сильно нагримированный, в красных латексных трико и полицейской фуражке, украшенный изобилием кожи, заклёпок и цепочек Роб Хелфорд врывался на сцену на ревущем мотоцикле. Своим видом он шокировал публику, привыкшую к просторным шортам, потертым джинсам, банданам, ковбойским шляпам и интеллигентным очкам музыкантов Deep Purple.
«Постельный стиль» в своем чистом виде не прижился на сцене. Но, параллельно с разрушением, эстетика трансформировалась. Фаны откликнулись на новый облик музыкантов. Они стали брить головы и приходить на концерты в клепаной коже. В разных странах стали появляться группы, также как Manowar, подражавшие музыке и имиджу Judas Priest.
Следующие поколения металлистов не признали канонов Хелфорда, но и не избавились до конца от влияния Judas Priest. Главными бунтарями стали участники американской группы Metallica, избравшие в качестве сценических костюмов рваные майки, джинсы и кеды. В то же самое время в СССР только появились подражатели классического металлического стиля – «Ария» и «Мастер». На Западе возникли другие ответвления стиля, например, блэк-метал, отрицающий шорты, кроссовки, и превозносящий длинные волосы, кожу и латекс, грим, черный цвет…
Современная ипостась металлической идеологии, nu-metal, сохранила в себе лишь малую толику того, что придумывал Хелфорд. Современные металлисты носят футболки, кеды и джинсы сочетая их с кожанами куртками. Заплетают волосы в дреды и вставляют в уши тоннели. Железки и клепки на их одежде гармонируют с многочисленным пирсингом. Грим сменился татуировками.
Нынешние музыканты внешне уже не сильно отличаются от своих поклонников, хотя по-прежнему много внимания уделяют своему стилю. Поразить фанов становится все сложнее, иной раз даже приходится делать шаг назад. Чтобы выделиться некоторые музыканты стали одеваться "прилично", облачаясь в костюмы. Например, именно так сделала питерская группа Anilmal Jazz, считающаяся главной nu-metal группой страны. Но блэк-металлистами и готами Роб Хэлфорд был бы по прежнему доволен. Вот уж фрики так фрики.