Его сравнивали с живописцем Фрагонаром за вклад в обувное искусство, а инкрустированные камнями туфельки его работы именовали «Фаберже в мире обуви». Он ввел в моду самый соблазнительный каблук, научил женщин изящно носить болотные сапоги и предложил немало новаторских идей, заслужив право писать свое имя под надписью Christian Dior.
Роже Вивье (Roger Vivier) еще при жизни стал обувщиком-легендой, его творения переиздаются в новых коллекциях бренда, почти не изменяя форму. Он смог определить моду как минимум на полвека вперед и завоевать сердца голливудских див и коронованных особ. Клиентками Вивье были Ава Гарднер, Королева Елизавета II, иранская шахиня Сорайя, Глория Гиннес.
Роже Вивье
Будущий кудесник обувной моды родился в Париже в 1907 г. Он изучал в Школе изобразительных искусств скульптуру, но по воле случая посвятил свою жизнь другому виду искусства. Иначе не назовешь сказочные коллекции женских туфель, усыпанных драгоценными камнями, ручными вышивками и объемными композициями из нежного шелка. Первым поприщем Роже Вивье стала обувная фабрика его друга, благодаря которому он понял свое истинное предназначение. Прежде чем открыть свое дело, молодой мастер 9 лет изучал тонкости индустрии на нескольких мероприятиях. Наконец, в 1937 г. на улице Руаяль открылись двери ателье Roger Vivier, пополнившего списки престижных мест города. Месье Вивье принимал заказы от ведущих производителей обуви: Pinet, Bally, Salamander, Rayne, Delman. Американский бренд Delman отверг пробковую подошву Вивье, но идею тут же оценила Эльза Скиапарелли, включившая революционную платформу в коллекцию 1938 г.
Шляпа Roger Vivier, пластиковые ботильоны Roger Vivier
Во время войны Роже Вивье уехал в Америку, где столкнулся с законом, ограничивающим производство обуви из-за кризиса. Ему пришлось оставить любимое дело и заняться созданием женских шляпок на пару с парижской модисткой Сюзанн Реми. Сложный декор головных уборов оставил свой отпечаток на стиле Роже Вивье, через несколько лет он перенес все изученные приемы на дизайн женских туфель.
В 1945 г. обувщик возвращается на фабрику Delman, и одним из первых предлагает пластиковую обувь, совершая маленькую революцию в мире моды. В 1947 г. Вивье приехал в Париж, там его ждал Кристиан Диор и почти десятилетнее сотрудничество с французским Домом. Начиная с 1953 г. Диор заказывает туфли у Roger Vivier, и подписывает имя обувщика на каждой паре обуви рядом со своим именем, – такой чести удостаивался только Роже Вивье. В том же 53-м году Елизавета II выбирает туфли из мягкой кожи от Roger Vivier на церемонию своей коронации.
Туфли Christian Dior-Roger Vivier, рекламная кампания Christian Dior-Roger Vivier 1960 года, реплика туфель Елизаветы II
В 1954 г. Вивье создает туфли на 8-см шпильке, – тонкий каблук не его идея, подобие шпильки можно найти в женской и мужской обуви XIX века и работах Андре Перуджа. Заслуга французского обувщика заключается в введении шпильки в массовую моду, до этого она рассматривалась, как бесполезный фетиш. Первые шпильки Вивье делал из дерева, затем начал уплотнять каркас стальными деталями.
В 1959 г. обувщик представил каблук-«шок», – кривую шпильку, словно согнувшуюся под тяжестью пятки. В 1962 г. маэстро создает каблук-запятую (Virgule) с широким основанием и вогнутой шпилькой.
Каблук-запятая (фото 1-4), каблук-шок (фото 4,5)
В 1967 г. Вивье сшил сапоги до середины бедра – ботфорты, в которые влюбилась Брижит Бардо. В этом же году на экраны вышел фильм «Дневная красавица», где Катрин Денев продемонстрировала туфли-пилигримы с квадратным носком и металлической пряжкой от Roger Vivier, которые станут символом бренда.
Кадр из фильма «Дневная красавица», туфли-пилигримы и Virgule Roger Vivier весна-лето 2014 (фото 2,3), туфли Shock Roger Vivier зима 2014 (фото 4)
Роже Вивье прожил долгую жизнь и оставил после себя богатое наследие, туфли-пилигримы, Virgule и Shock в исполнении нового директора Дома Бруно Фризони, актуальны и в наши дни.