Мог ли Михаэль Шумахер стать звездой футбола

Спортивные дарования Михаэля Шумахера были столь разносторонними, что это дало основания неистовым поклонникам называть его гениальным. Помимо этого, Михаэля отличало маниакальное упорство и трудолюбие во всем, чем бы знаменитый гонщик ни занимался. Шумахер признавал только максимальные результаты, и для их достижения не щадил ни себя, ни свое окружение, при этом даже раздвигая существующие представления о пределах человеческих возможностей.

Многие знают, что одним из страстных увлечений Шумахера была игра в футбол. Однако далеко не всем известно, что он и сам часто выходил на поле в качестве игрока, притом обращался с мячом очень умело. Неслучайно игроки сборной «Формулы-1» много лет подряд доверяли ему капитанскую повязку. Во главе этой футбольной команды Михаэль выходил на благотворительные матчи.

Некоторые могут снисходительно усмехнуться: мол, можно ли требовать высокого мастерства от любителя, пусть даже семикратного победителя гоночных соревнований. Стоит ли говорить об этом во время чемпионата мира в Катаре, где зрители наслаждаются виртуозной игрой Месси, Кейна и Роналдо? Однако не будем спешить с выводами и вспомним эпизоды из жизни Шумахера, которые говорят о том, что он мог бы стать звездой и на футбольных полях.

Как складывались отношения Шумахера с швейцарскими клубами?

Шумахер увлекался футболом с детских лет. Его кумирами еще в самом юном возрасте были игроки П.Литтбарски и Т. Шумахер (просто однофамилец), выступавшие за команду его родного города – Кельна. Как и многие ровесники, Михаэль в свободное время сам не упускал возможности поиграть с мячом.

Шумахер признавал только

Со временем приоритеты сменились, однако будущий гонщик время от времени снимал бутсы с гвоздя, откладывая шлем в сторону. Это отнюдь не говорило о простом стремлении разнообразить свое времяпрепровождение. Футбол давал ему возможность развить в себе те качества, которые помогали и на гоночной трассе. Эта игра также удовлетворяла потребность противостоять сопернику в любой ситуации и на любом поприще. А когда будущий «Красный Барон» показывал успешные выступления на гоночных трассах, он обнаружил в футболе не просто хобби, но возможность стать лучше, чем его конкуренты.

Маниакальное стремление Михаэля быть первым вовсе не мешало ему выстраивать отношения с окружающими. К нему относились с пониманием, когда он настойчиво убеждал в правильности своей позиции: будь то обсуждения тактики на трассе с коллегами-гонщиками или же совместная работа в мастерской с инженерами или механиками.

Предшественники Шумахера на гоночной трассе исповедовали совершенно другой образ жизни, не придавая серьезного значения собственной физической форме. Они позволяли себе отступления от спортивного режима (если вообще представляли, что это такое), после гонки успокаивали нервы, затянувшись сигаретой или пропустив рюмку-другую крепкого напитка. Михаэль стал первым, кто начал формировать в гоночном спорте образ пилота-атлета.

В наши дни гонщиков «Формулы-1» трудно представить без собственного массажиста и физиотерапевта. Примером для них стал именно Шумахер. Уже никого не удивляет, что теперь свободное время эти спортсмены предпочитают проводить не на симуляторе, а в спортзале или на велосипедной прогулке.

В Швейцарии, где проживал Михаэль, любительский футбол был довольно популярен. Для поддержания своей физической формы гонщик часто выходил погонять мяч с механиками. Однако этого ему было недостаточно: слишком мала физическая нагрузка, да и мотивация не та, к которой он привык. Он понял, что хорошим способом поддерживать форму является футбол.

В 1997 г. Шумахер стал игроком любительской команды местного муниципалитета. Началось все с того, что руководство клуба попросило у представителей Шумахера финансовой помощи, но в результате усилило состав своей команды новым игроком. Первый раз Михаэль вышел на поле в ее составе в матче с «Женолье-Беньен». Новичку дали возможность отыграть один тайм. Дебют получился не очень удачным: команда Михаэля забила в ворота соперника один мяч, пропустив шесть, но, как говорится, лиха беда начало. В составе этого клуба Шумахер выступал до 2000 года.

Именно тогда произошел переход Шумахера в клуб «Эшишан», принадлежавший тому же швейцарскому кантону. Не следует искать причины перехода в результатах игры предыдущего клуба или самого Михаэля – просто он последовал в новую команду за тренером Р. Шаером, у них сложились хорошие отношения.

Нельзя сказать, что Михаэль вносил большой вклад в игру «Эшишана»: на его участие в футбольном сезоне накладывало свои ограничения участие в соревнованиях «Формулы-1». Когда позволял напряженный график, он тренировался с командой и играл за нее во втором составе. Однако в сезоне 2005-2006 годов руководство клуба доверило ему играть в первом составе, который в то время получил право выступать в третьей футбольной лиге страны. Согласно регламенту, от игроков здесь требовалась специальная лицензия, которую Шумахер получил.

В официальных встречах Михаэль вышел на поле только один раз против клуба «Лузитано». Хотя и в этом матче его команда уступила со счетом 2:4, и руководство, и товарищи по команде должным образом оценили мастерство, трудолюбие немецкого легионера, который к тому времени достиг весьма зрелого возраста. Игроком «Эшишана» Шумахер оставался до окончания своей гоночной карьеры в «Феррари».

Предложения, которые получал Шумахер от футбольных клубов

Любопытно то, что после окончания выступлений за «Феррари» на гоночных трассах в 2006 году Шумахер получил предложение полностью переключиться для выступления на зеленых полях от Патрика Феррари, возглавлявшего его футбольный клуб. Может быть, тот не знал, что «Красный Барон» окончательно не расстался с гоночным спортом, сотрудничая с итальянцами в качестве консультанта. Однако это не помешало Шумахеру находить время и для футбольных баталий. В общей сложности продолжительность его выступлений за швейцарский клуб составила 10 лет.

Футбольные таланты гонщика обратили на себя внимание и на Апеннинском полуострове. Шумахером заинтересовались не только в Швейцарии, но и на Апеннинах. Когда в 2002 году Михаэль временно переехал в Италию, чтобы быть ближе к базе команды «Феррари», руководство ФК «Модена», только что вышедшего в Серию А национального чемпионата, предложило ему подписать контракт. Михаэль несколько раз потренировался с командой, а ее руководство использовало этот факт для того, чтобы повысить интерес к выступлениям клуба.

В 2008 г. Шумахера приглашает в свой состав чемпион Сан-Марино ФК «Мурата», которому предстояло противостоять в квалификационном раунде «Лиги чемпионов» очень известному шведскому клубу «Гетеборг». Любопытно, что такое же приглашение получил и знаменитый бразилец Ромарио, которому в ту пору исполнилось 42 года. Не желая превращать футбол в шоу, обе знаменитости от предложения отказались.

Шумахер неоднократно участвовал в тренировках таких звездных клубов как «Ювентус» и «Болонья», посещал тренировочные сборы национальных команд Германии и Аргентины. Тренироваться за «Манчестер Юнайтед» Михаэлю помешала травма, которую он получил в столкновении с вратарем соперника, выступая за «Эшишан».

В заключение нужно заметить, что в футболе Шумахер играл на позиции атакующего полузащитника, где от него требовались незаурядная техника, высокая скорость и спортивный интеллект.

Как Расселу выйти в лидеры «Мерседеса» Есть 5 этапов для опережения Хэмилтона

Если автомобиль усовершенствуется, пилотам внутри немецкой сборной предстоит более беспощадная борьба…

С 2022 года уроженец Британии Джордж Рассел состоит в числе основных гонщиков «Формулы-1». Ранее он был членом сборной «Мерседес» и на соревнованиях постоянно обгонял Льюиса Хэмилтона. Это был первый сезон, в котором ему удалось заработать большее количество очков в отличие от титулованного чемпиона мира. Согласно убеждениям многих, у Джорджа есть все, чтобы победить Хэмилтона. Но как-то не верится, что Тото Вольф сделает ставку на нового пилота, а не на Хэмилтона, который семь раз выиграл чемпионат мира и стал обладателем восьми кубков конструкторов сряду, играя в «Мерседесе»…

Вероятнее всего это произойдет. Есть пять причин, которые подтверждают, что Рассел опередит всех соперников по команде.

Достижения в квалификационных гонках

В сезоне 2022 года Рассел оказался в проигрыше перед Хэмильтоном, когда проводились квалификационные состязания – 9-13. Разница не такая значительная по сравнению с «Феррари» либо «Ред Булл». К примеру, Цуноду побеждал Гасли также многократно, а Окон практически догнал Алонсо – 10-12. При анализе предшествующих девяти квалификационных гонок года Рассел показал себя слабовато – 2-7.

Участвуя в квалификационной дуэли, спортсмены помимо набранных очков имеют шанс приобрести первостепенную по отношению к своему напарнику стратегию – если удастся опередить его на старте. Конечно, неизбежны непредвиденные ситуации, например, в Мельбурне в прошлом сезоне, где едущий сзади гонщик медлит с пит-стопом, рассчитывая на сейфти кар, и оказывается впереди. Но в лидеры сборной таким путем не выйти. Нужно показать, что следуя по кругу, ты можешь набрать большую скорость в отличие от пилота во втором автомобиле.

Отсутствие просчетов

Среди просчетов в нынешнем году у Рассела отмечается: наличие вылетов при проведении квалификаций в Шпильберге и Сан-Паулу, провальное состязание в Сингапуре, наибольший завал в Сильверстоуне. У Хэмилтона также есть промахи – вылет в Шпильберге, неблагополучное выступление в Сингапуре, а взамен завала он столкнулся с Алонсо во время заезда по первому кругу на автогонках Гран-при Бельгии.

Обычно сборная делает ставку на сильнейшего и обладающего всеми данными автогонщика, чтобы выиграть чемпионат. Есть возможность стать победителем во всех квалификациях сезона, избежать вылета на Гран-при Франции, поделиться с противником 25 очками и позабыть о титуле. Пилот достоин звания лидера, если пользуется любым шансом и зарекомендовывает себя с лучшей стороны.

Участвуя в

Более суровая тактика

О Джордже все хорошего мнения, но это не способствует тому, чтобы собирать команду около него. Помимо этого, немалую роль играет темперамент парня, но не в его пользу. Даже напротив: он бы удачно выступил, если не помчался маячить впереди маршалов, которые оказывали помощь Чжоу.

Помимо этого, можно упомянуть Гран-при Мехико, где Джордж потеснился, предоставляя дорогу Хэмилтону. Рассел поступил так ради команды, чтобы предотвратить соперничество между гонщиками.

Наверное, эти разговоры про лидерство будут лишними, потому что Расселу свойственно движение, он никогда не стоял на месте. Чтобы обрести роль лидера «Серебряных стрел» Джордж когда-то должен будет покинуть команду…

Выдержанность под прессингом хейта

Навряд ли опять повторится Гран-при Бельгии, проходившее в 2014 году, где произошло столкновение двух «Мерседесов» в Ле Комб. В результате весьма беспощадной конкуренции с Хэмилтоном произойдет в отношении Рассела неистовый поток хейта. Он будет окружен чрезмерным вниманием фанатов семикратного победителя – осуществится наплыв, какого еще не было в истории социальных сетей.

Расселу придется с этим справиться, если он хочет быть лидером «Мерседеса». Пилот, ради статуса чемпиона которого трудится сотня человек, должен иметь полную независимость от взглядов социума. Если британец прибегнет к препирательствам и начнет учить болельщиков как демонстрировать энтузиазм, это обернется для него в худшую сторону.

Надежды на обладание титулом

Это возымеет свое действие только тогда, если в другой части сезона Рассел будет надеяться на присвоение титула. В завершении сезона 2022 года «Мерседес» иногда выступал против «Ред Булл», и на автодроме ждут, что при наступлении следующего года немецкие пилоты с усердием начнут бороться за титул чемпиона. Если при проведении Гран-при Италии Рассел приблизится к Ферстаппену, если Джордж будет постоянно и неизменно идти впереди Хэмилтона, и у него не будет промахов, «Мерседес» будет делать ставку на Рассела.

При этом нужно отметить: если никому из гонщиков немецкой сборной не удастся участвовать в соперничестве на завоевание титула, то и лидера выбирать не надо будет. Зачем излишне поднимать накал, если говорится о конкретных выигрышах? Стоит заметить, что после множества титулов практически никто в Брэкли не озадачен борьбой за обладание третьим, четвертым или пятым местом в общем зачете.

9 пилотов, для которых нынешний сезон «Формулы-1» может стать последним

Перестановки в командах могут произойти и среди лидеров…

Зима по-хозяйски чувствует себя за окном, а вот в «королевских гонках» спокойствием и не пахнет. Текущее положение дел для боссов многих «конюшен» отнюдь не предел мечтаний, поэтому рокировки в коллективах просто неминуемы. В некоторых из них гонщики показывают далеко не выдающиеся результаты, а где-то атмосфера далека до идеала. Сегодня мы попытаемся разобраться, какие изменения в мире автоспорта возможны в следующем году.

Серхио Перес

Первый в нашем списке из кандидатов на замену. Если сравнивать его выступления с заездами напарника (коим является Макс Ферстаппен), порой мексиканец отставал до неприличия много. У Серхио на руках действующее соглашение до 2024 года, но это не значит, что парню гарантировано место в «Ред Булл». Да и сам он понимает, какова цена контрактов с Ф-1. Тем более в запасе значится еще и Даниэль Риккардо, практически «родной» до мозга костей.

Свою лепту внес и недавний эксцесс на бразильском Гран-При, хотя Ферстаппен поспешил заверить, что ничего страшного не случилось: в команде по-прежнему царят хорошие взаимоотношения. Как бы то ни было, грядущие гонки расставят все по своим местам и зрители воочию увидят, а так ли хорошо как говорят в небезызвестном «датском королевстве»…

Карлос Сайнс

На первый взгляд может показаться, что уж здесь то перемен и быть не может. Контракт испанца действителен еще два года, проблем с болидом не наблюдается, а Шарлю Леклеру тот уступает по скорости лишь мизерные величины. Плюс, судя по всему, ребята отлично ладят друг с другом.

Но есть одно маленькое «но», имя ему Фредерик Вассер – новый начальник «Феррари», прекрасно знающий возможности Леклера. Предыдущий – Бинотто – дорожил Карлосом даже в тех ситуациях, когда у того не складывались гонки, фортуна поворачивалась спиной. Станет ли новая метла мести по старому, разрешив опытному пилоту остаться на первых ролях? Большой вопрос. Вдруг Сайнс воспротивится уходить в тень, где он явно не привык находиться.

Чжоу Гуаньюй + Валттери Боттас

Вопреки ожиданиям, дебют у азиатского спортсмена вышел довольно неплохим. С появлением выходца из Поднебесной материализовались и соответствующие инвесторы (здесь нужно сказать, что сумма денежных вливаний не афишируется). Так или иначе, возросший интерес гигантского концерна «Ауди» к делам «конюшни», а соответственно и увеличившийся финансовый приток, требует от новичка более энергичных действий в грядущих стартах. Сейчас на счету Чжоу меньше очков, чем у напарника Боттаса. Если картина в сезоне-2023 останется той же, не исключено – тому придется подвинуться. В этом случае немцы вполне могут прибегнуть к услугам того же Шумахера-младшего, пребывающего ныне в свободном полете.

Здесь палка о семи концах: возможная прыть китайца может пошатнуть позиции уже самого финна, если тот начнет проигрывать товарищу по команде. Кому понравится такой первый номер, имеющий трехлетний договор в кармане?

Кевин Магнуссен

Уходящий год для датчанина сложился неоднозначно: с одной стороны неожиданный успех в Бразилии и место в пятерке Гран-при Бахрейна, с другой грустная концовка сезона из-за худших выступлений, нежели демонстрировал молодой Шумахер.

Следующий сезон для Кевина грозит стать еще более сложным, ведь за рулем «Хааса» будет сидеть многоопытный Хюлькенберг, чья стабильность и привлекла владельцев автокомпании. Не дай бог вождение Магнуссена вновь начнет вызывать ряд вопросов, смена пилота – не за горами. Ну или внимание американцев обратится в сторону тех, кто не только молод, но и способен привести за собой нужных спонсоров.

Юки Цинода

На текущий момент времени каких-то прорывов в езде Юки не наблюдается. Лишь ко второму году своего участия в «Формуле-1» он смог приблизиться к Пьеру Гасли, но равным так и не стал. Можно сказать, в отсутствии прогресса виноват слабый автомобиль, но очевидно японец достиг своего потолка. Есть вполне резонные сомнения, что хозяева «Альфа Таури» довольны своим положением в общем зачете. Если результаты японца опять не улучшатся, даже протекция «Хонды» навряд ли спасет.

Здесь на авансцену может вернуться Риккардо, либо в «Ред Булл» захотят проверить кого-то из многочисленных юных талантов. В общем, времена, когда Цунода мог в спокойной манере преодолевать трассы, прошли. Отныне придется прилагать больше усилий, стремясь к ощутимому прогрессу.

Большее, чем

Ник де Врис

Чемпион «Формулы-2» будет впервые участвовать в турнире, где собраны сильнейшие автогонщики планеты. Возможно, если бы голландец сел за руль другого болида, а не на гоночный кар из структуры «Ред Булл», он мог надеяться на некую раскачку. Жребий выбран, поэтому ему необходимо сразу оправдывать возложенные авансы. Только на первых порах можно рассчитывать на понимание при акклиматизации, дальше – рабочий процесс на максимальных оборотах.

В противном случае, особенно на фоне более удачливого Цукады, Ник рискует вернуться к соревнованиям классом пониже. Здесь стоит учесть, что за спинами счастливчиков скопилось немало подрастающей молодежи, готовой заявить о себе в системе «быков».

Александр Албон

Уроженец курортной страны Таиланд может похвастаться долгосрочным контрактом с «Уильямсом». Впрочем, этот договор о сотрудничестве был подписан еще в период правления Йосте Капито, а отступные за его разрыв вряд ли достигают астрономических значений. У новых людей может быть своя точка зрения на развитие конюшни, поэтому Алексу необходимо заново доказывать свою профпригодность, которую тот показал в дебютном сезоне.

На смену Латифи пришел менее опытный, но более скоростной и энергичный Сарджент, уже явивший миру свой потенциал в квалификациях. В связи с этим, достойное время в исполнении Албона будет восприниматься руководством как нечто само собой разумеющееся. Иное – повод для раздумий замены пилота.

Логан Сарджент

Паспорт гражданина США и звание воспитанника команды отнюдь не гарантируют американцу железное место в основе. И если провалы у дебютанта начнут следовать один за другим, прогноз для него будет неутешительным. Запросто могут и попросить уступить место не менее амбициозным водителям. Оправдано обкатывать новичка на многочисленных треках, когда ты плетешься в хвосте турнирной таблицы без всяких намеков на чемпионские амбиции. Впоследствии, подобное терпение может окупиться с лихвой. Но если ошибки юнца из раза в раз нивелируют старание всей команды, терпение лопнет даже у самых лояльных владельцев.

Здесь многое будет зависеть от того, смогут ли старания инженеров привести к увеличению мощности машин. На высокой скорости Логан чувствует себя как «рыба в воде». Если болид не разочарует, можно надеяться на нечто большее, чем привычное место в середине пелотона. Так или иначе, говорить о спокойном «вкатывании» в сезон здесь точно не приходится.

В конце декабря в «Формуле-1» прошла вереница кадровых отставок на самом высоком уровне. «Феррари» в один и тот же день заявили об уходе Маттиа Бинотто и назначении на должность руководителя команды Фредерика Вассера. В «Макларене» освобождающееся место Андреаса Зайдля займет исполнительный гоночный директор команды Андреа Стелла. Зайдль же встанет во главе претерпевающей трансформацию группы компаний «Заубер». В настоящее время она известна как «Альфа Ромео», но в скором времени получит имя нового собственника — немецкого концерна «Ауди». Может быть менее значительным, но более рискованным стало увольнение из замыкающей ТОП-10 «Формулы-1» команды «Уильямс» сразу двух руководителей – Йоста Капито и Франсуа-Ксавье Демезона.

Последняя новость стала самой обсуждаемой ввиду своей неожиданности. Переход Вассера был ожидаемым, приглашение Зайдля со стороны руководства «Ауди» также выглядит вполне естественным, как и его мгновенная замена внутри команды собственной креатурой. На этом фоне «обезглавливание» «Уильямса» как-то плохо вписывается в логику кадровой политики коллективов «Формулы-1».

Впрочем, неожиданностью отставка Капито стала далеко не для всех. Британский журналист специализированного издания Motor Sport Magazine Крис Медланд рассказал на страницах журнала несколько занимательных истории, свидетельствующих, мягко говоря, об эксцентричном поведении Капито.

Какие методы применял Йост?

Как свидетельствует Медланд, Капито сделал частью корпоративной культуры команды во время гоночных уикендов пятничную летучку. Как это практикуется во многих игровых видах спорта, ее элементом стала кричалка. На призыв босса «Let’s go» команда должна была дружно ответить: «Racing». Случилось так, что на этапе в Имоле по причине плохой погоды на собрание успели не все члены команды. Руководитель же воспринял это как знак личного неуважения.

Андреаса Зайдля

Следующий эпизод связан с опозданием Капито на заранее запланированное интервью. Неизвестно, что было причиной плохого настроения Йоста… Он не смог простить журналисту, что тот, не желая терять время впустую, начал общаться с человеком из пресс-службы вместо того, чтобы молча стоять и терпеливо ждать. В результате Капито отменил интервью.

На этапе в Майами Йост, рассерженный квалификационными результатами Албона и Латифи (пришли последними), наложил запрет для всей команды на посещение вечерней воскресной вечеринки, которую организовали владельцы «Дорилтона». По этому поводу он даже прервал брифинг инженеров. Неизвестно, был ли вдохновлен Албон устроенным разносом, но на следующий день он отлично промчался по трассе и вышел на девятое место. Его финиш стал для команды наилучшим в сезоне. Капито смягчился и снял свой запрет, но настроение членов команды было испорчено, на вечеринку отправились немногие. Не были в восторге от управленческих методов руководителя и в «Дорилтоне».

Еще один «камешек в огород» Капито – это запрет наклеек с буквой «S» фонда знаменитого Айртона Сенны. Сделано это было перед презентацией гоночного автомобиля Williams FW44 в феврале нынешнего года. Причем эмблемы с машин изъяли, не поставив в известность представителей организации. Йост заявил, что не имеет смысла лишний раз напоминать гонщикам о трагической гибели пилота. Согласно его словам, достаточно и посвященной Сенне музейной экспозиции. Нынешним же участникам «Формулы-1», вступившим в новую эру, нужно смотреть в будущее. Подобный запрет он ввел и в отношении стикеров в честь Фрэнка Уильямса, размещенных на моторхоумах.

Чтобы не доводить конфликт до точки кипения, владельцы команды решились на увольнение Йоста Капито. Логичным представляется уход и Франсуа-Ксавье Демезона, приглашенного Капито лишь в прошлом году. Его назначение уже тогда не вызвало в команде ни малейшего энтузиазма. Обоих бывших руководителей связывала совместная работа над проектом в «Фольксвагене».

Чего достиг Капито за два года?

Именно триумф «Фольксвагена» в чемпионате мира по ралли стал причиной приглашения Капито в «Уильямс» – Йост считался вдохновителем и организатором победы. «Уильямс» переживал тогда тяжелые времена: в сезоне 2020 года команда не заработала ни одного очка. В «Кубке конструкторов» она оказалась последней.

До сезона 2021 г. в течение трех с половиной лет выше десятого места «Уильямс» не поднималась. Этот сезон оказался лучшим – восьмое место. Казалось, что Капито удастся вытащить команду со дна. Однако в этом году его подопечные снова замкнули турнирную таблицу, хотя по результатам квалификаций и такому показателю как чистая скорость, сезон оказался лучшим из трех последних. И Рассел, и Албон в неудачном сезоне выступили лучше, чем до прихода Капито. Гонка, проведенная де Врисом в Монце, еще три года назад казалась бы невозможной. Так стоит ли так уж радоваться уходу Йоста и кто возьмет после него бразды правления в свои руки?

Капито лично не занимался разработкой автомобилей для того же «Фольксвагена», не делал он этого и в «Уильямсе». От него требовалось выстроить управленческую структуру, и для этого он имел достаточный опыт. Вот только были ли у него необходимые ресурсы и столь же необходимая поддержка владельца команды? Так ли уж эксцентрична реакция Йоста на то, что сотрудники в день ответственных гонок не являются вовремя на работу? Заслуживают ли гонщики «Формулы-1», занимающие последние места, отдыха на вечеринках? Подобные меры, введенные руководством, например «Феррари», были бы восприняты с большим пониманием, а может быть, и одобрением. В любом случае Капито оставляет «Уильямс» в лучшем состоянии, чем организация была до его прихода.

Гоночные карьеры семи наиболее недооцененных пилотов, среди которых родной брат Шумахера, семикратного чемпиона мира «Формулы-1»

Семь гонщиков заслуживали более значительного признания… К ним относятся такие пилоты как «вечный тестер» гоночной команды «Феррари», а также соперник, опасный для Сенны.

Общеизвестна группа гонщиков, которых мало ценило гоночное сообщество «Формулы-1». Такими пилотами меньше интересовались болельщики, а журналисты чрезмерно жестко критиковали за малейшие ошибки. Их талантливость не была замечена непосредственным руководством по различным причинам. Стоит изучить информацию о таких людях.

Ральф Шумахер

Одерживал заслуженные победы, представляя английскую команду «Уильямс», когда она причислялась к лидерам «Формулы-1». Однако многие фанаты данного вида спорта воспринимают его только братом легендарного «Красного Барона». Выступая одновременно с прославленным родственником, ему было проблематично избежать сравнений с ним. Не секрет, что по талантливости младший заметно уступал старшему брату. Если объективно оценивать Ральфа без сопоставления с легендой, он представлял очень способного гонщика.

Дебют за «Джордан» оказался достойным. В третьей гонке ему удалось подняться на подиум. Ральф прекрасно выглядел на фоне Физикеллы, Хилла. После этого он подписал контракт с «Уильямс». Выступая за данный коллектив, в последующие годы шесть раз побеждал, уверенно конкурировал с невероятно талантливым напарником в лице Монтойи. Собственную одаренность пилот из ФРГ продемонстрировал и в команде, созданной автомобилестроительной корпорацией «Тойота». Он два раза победил напарника, которым был итальянец Трулли.

Указанные выше успехи при всем желании никак нельзя приравнять к семи титулам чемпиона, завоеванным Михаэлем. Именно по этой причине младший брат обоснованно оказался в тени своего родственника, но не совсем заслуженно.

Лука Бадоер

Эпизодически попадает в разнообразные рейтинги худших гонщиков «Формулы-1», подготовленные журналистами. Пишущая братия свой выбор основывает на антирекорде по числу проведенных гонок, в которых не набраны очки. Однако подобный подход сложно назвать справедливым. Ноль баллов нельзя ставить в зависимость с имеющимся талантом, дарованным природой. Лука представляет наглядный пример того, как неблагоприятное развитие событий способно повлиять на профессиональную карьеру.

Изначально он считался перспективным новобранцем, ведь в чемпионате Ф-3000 одолел всех, включая Култхарда и Баррикелло. Трудности у него возникли из-за того, что не нашлось свободных мест в конкурентоспособных командах, в которых ему было бы намного легче продемонстрировать свой потенциал. Дебютный сезон 1993 года провел, выступая за «Скудерия Италия», регулярно опережая в квалификациях опытного Альборето. Впоследствии Бадоер входил в состав таких итальянских аутсайдеров как «Минарди» и «Форти».

Отсутствие достойных перспектив вынудило Луку сконцентрироваться на тестовой работе для «Феррари». В течение нескольких лет он активно содействовал удачам «Скудерии», преодолевая тысячи километров на трассе, предназначенной для проведения испытаний новинок.

В 2009 году Масса получил травму, поэтому руководство предоставило возможность выступить Бадоеру, но он не справился поставленными задачами. В связи с этим через пару гонок его заменили Физикеллой. Малосведущие люди могут сказать, что Лука показал свой настоящий класс, пилотируя конкурентоспособный болид. Однако такие рассуждения ошибочные. Итальянец не гонялся десять лет до гоночного уикенда, проходившего в Валенсии. Он не тестировал актуальную версию машины, разработанную «Скудерией». Его сменщик Джанкарло, чуть не сделавший сенсацию на Гран-при Бельгии, не заработал очки в пяти гонках, представляя «Феррари».

Учитывая сказанное, нельзя слишком строго расценивать неудачные гонки за красных. Целесообразнее акцентироваться на 12 годах работы тестером в «Скудерии», усердно ковавшим командный успех не хуже остальных сотрудников компании.

Тьерри Бутсен

Можно запросто не остаться в памяти почитателей «Формулы-1», если выступать в эпоху таких величайших гонщиков как Прост, Сенной, Мэнселл, а также Пике-старший. Это и случилось с Бутсеном. Теперь его редко вспоминают, изучая гоночные события 80-ых годов. Ему не пришлось бороться за чемпионство, но удалось выиграть три гонки. Именно поэтому талантливость бельгийца игнорировать нельзя.

Тьерри замечательно показал себя в «Эрроузе», затем появился удачный момент для перехода в «Бенеттон». В составе более сильной команды в 1988 году 5 раз оказывался на подиуме, заняв итоговое четвертое место после окончания сезона. Он опередил Альборето, выступавшего за «Феррари». Следующий сезон бельгиец встречал в «Уильямсе». Первый год сотрудничества позволил дважды победить, хотя по итогам сезона Бутсен проиграл напарнику Патрезе. В 1990 году Тьерри без проблем одолел опытнейшего Риккардо.

Победы не помогли остаться в команде, которая предпочла пригласить Мэнселла, решившего вернуться. Расставшись с коллективом из Гроува, бельгиец не смог подыскать место в конкурентоспособной команде. Ему пришлось три сезона гоняться за «Лижье» и «Джордан», которые стали последними в его карьере пилота.

Элио де Анджелис

Теперь не очень часто вспоминают того, кто одолевал Андретти, опережал Мэнселла, не уступал в мастерстве Сенне. Чепмена, владевшего автозаводом и командой «Лотус», заинтересовал неплохой сезон Элио, представлявшего аутсайдера «Шэдоу». В новой команде де Анджелису в первый год удалось сразу справиться с прессингом, великолепно выглядеть на фоне опытного Андретти. В квалификациях был паритет, а набранных очков оказалось в 13 раз больше у Элио (13 против 1).

В следующем сезоне напарником был Мэнселл, впоследствии ставший чемпионом. Итальянец уверенно разгромил англичанина. Вместе они будут три года выступать за «Лотус». В двух сезонах де Анджелис опередил Найджела. Особого упоминания заслуживает 1984 год, поскольку итальянец смог завершить чемпионат на третьей позиции в личном зачете. Первая пара строчек турнирной таблицы досталась Лауде с Простом из доминирующего «Макларена».

1985 год интересен появлением нового напарника в лице фантастически перспективного Сенны. Бразилец в дебютном для себя сезоне выступал мощно, но опередил Элио только на пять очков. Команда сосредоточилась на новичке, поэтому де Анджелис расстался с «Лотусом».

Решение перейти в «Брэбем» оказалось роковым, потому что в майский день 1986 года 28-летний итальянец погиб во время тестирования BT55 на французском автодроме «Поль-Рикар».

Питер Ревсон

Американец впервые попытался закрепиться в «Королевских гонках» в 1964 году. Однако после нескольких плохих выступлений вернулся в США. На родине несколько лет гонялся в серии Can-Am. Выступая за «Макларен», смог выиграть это первенство в 1971 году. Благодаря успешным показателям, состоялось повышение американца до формульной команды из Уокинга.

В 2009 году

Возвратившись в «Формулу-1» после семилетнего отсутствия, Питер достойно провел свой первый сезон. Ревсон четырежды поднимался на подиум, однажды завоевал поул. Следующий год принес ему пару побед, радость от опережения опытного напарника Халма.

Успехи американца не смогли убедить руководство «Макларена» в необходимости продолжения сотрудничества. Боссы сконцентрировались на привлечении Фиттипальди. Удивительно то, что оставшимся без работы Питером не заинтересовались другие лидеры чемпионата. Сложившиеся обстоятельства вынудили Ревсона подписать договор с американским «Шэдоу». Питер погибнет, гоняясь за данную команду на третьем этапе чемпионата (организован в Южной Африке).

Тони Брукс

Чем больше времени проходит, тем сложнее вспоминать героев далекого прошлого. Это приводит к ошибочной оценке некоторых пилотов, выступавших в 50-ых годах предыдущего столетия. В раннюю эпоху становления «Формулы-1» и гонялся британец.

Тони лишь изредка вспоминают, когда анализируют события тех времен. Однако подобное пренебрежение не совсем справедливо по отношению к нему. В первое десятилетие проведения «Королевских гонок» гонщик из Великобритании шесть раз побеждал. Больше побед было только у Мосса, Фанхио, а также Аскари.

Успешнее всего складывался сезон 1958 года. В нем гонщик трижды выигрывал Гран-при. Это в три раза чаще, чем Хоторн, который заполучил чемпионский титул. В следующем сезоне Брукс на равных сражался за чемпионство с Брэбемом, в итоге уступив пилоту из Австралии только 4 очка.

Жан Бера

Не менее забытый герой из 50-ых годов прошлого века. В самом начале десятилетия он произвел фурор в формульном мире. Свой первый подиум француз завоевал во втором Гран-при. Хорошие сезоны, проведенные в составе «Гордини», поспособствовали переходу в «Мазерати». Команда помогла Жану раскрыть имеющиеся таланты, поэтому он выдал наилучшие в карьере результаты. Особо следует отметить 1956 год… В семи Гран-при Бера пять раз оказывался в тройке сильнейших. В результате гонщик из Франции в личном зачете занял четвертую строку.

Через несколько лет Жана пригласили в гоночную команду «Феррари», искавшую новых талантливых пилотов. Бера не отказался, поэтому в 1959 году сел за руль красного болида. Однако предоставленной возможностью ему не удалось воспользоваться в полной мере. После трех этапов француза уволили из «Скудерии» из-за случившегося скандала: Жан ударил в лицо менеджера итальянцев. Всего через месяц Бера настигает смерть на трассе «АФУС», когда он участвовал в гонке поддержки.

Четыре команды «Формулы-1» уволили своих ТОП-менеджеров

Небольшие рождественские каникул традиционно команды «Формулы-1» посвящают тому, чтобы решить выявленные кадровые проблемы. Смена руководства «Феррари» удивления ни у кого не вызвала, поскольку такое решение стало очевидным уже давно. А вот изменения в трех других командах, произошедшие в течение последних дней, стали для многих неожиданным сюрпризом.

«Феррари» рассталась с Маттиа Бинотто

Разговоры об ожидаемой отставке Маттиа Бинотто ходили уже давно и наконец получили свое подтверждение. На его место в «Скудерии» был назначен Фредерик Вассер, находившийся во главе «Альфа Ромео». Решающую роль в выборе этой кандидатуры сыграла его известность для тех, кто принимает стратегические решения в кадровых вопросах «Феррари». Поначалу, однако, предполагалось, что боссы команды подыскивали более мощный в медийном отношении вариант. Называли имя Кристиана Хорнера, ныне возглавляющего «Ред Булл».

В пользу Вассера говорит его огромный опыт руководящей работы в автоспорте, и в частности в «Формуле-1». Однако задачи, стоявшие перед ним в скромном «Альфа-Заубере» и «Рено», по своим масштабам и амбициозности едва ли можно сравнить с теми, которые поставит перед французом руководство «Феррари».

Прежде всего Вассеру предстоит разобраться в причинах, которые не позволяют итальянской команде реализовать технические преимущества своих автомобилей. Бинотто оставил своему преемнику превосходное наследство – высокоскоростные машины, оснащенные мощными двигателями. Вероятно, основные проблемы связаны с выбором тактики и ошибками, которые допускают гонщики.

Полномочия Вассера в принятии решений, по сравнению с Бинотто, несколько ограничены. Часть управленческих функций находится в руках исполнительного директора команды Бенедикто Виньи, хотя предшественник Вассера подчинялся лишь первому лицу «Феррари» Джону Элканну.

Решения в «Альфа Ромео»/«Заубере» будет принимать «Ауди»

Не вызвала

Освободившееся после ухода Вассера место в «Альфа Ромео»/«Заубере» не останется вакантным. Перед ее новым лидером также стоит непростая задача: превратить скромную частную структуру в заводскую команду немецкого концерна «Ауди». Естественно, что и все кардинальные решения будут принимать новые хозяева.

Одной из таких принципиальных кадровых перестановок уже стало давно готовившееся назначение в «Заубер» Андреаса Зайдля, ныне возглавляющего британский «Макларен». Действие контракта Зайдля с нынешним работодателем предусматривало его работу до 2025 года, однако руководство «Ауди» сумело найти весомые аргументы, чтобы уговорить Уокинга на досрочное расторжение договора и трансфер Андреаса к конкурентам в Хинвиль.

На новом месте работы полномочия Зайдля значительно расширятся. Если в «Макларене» он находился в подчинении у генерального директора компании, то в «Заубере» он становится СЕО. В его ведении будет находиться решение глобальных вопросов, а на «операционку» ему еще предстоит подыскать достойную кандидатуру. С определением круга полномочий трудностей возникнуть не должно, поскольку подобную должность сам Зайдль занимал в «Макларене». Ходят слухи, что наиболее вероятным претендентом является руководитель итальянской Prema Powerteam Рене Розин, заслуживший повышение ее успехами в младших сериях и юниорских соревнованиях.

Почему «Макларен» легко расстался с Зайдлем?

Что заставило руководство британской команды так легко досрочно распрощаться с Зайдлем, не выдвинув никаких условий? Свою роль в этом сыграли следующие два фактора. Прежде всего, это хорошие человеческие отношения Андреаса, которые сложились у него с главным исполнительным директором команды. Зайдль заблаговременно сообщил Заку Брауну, что не планирует продлевать контракт после 2025 года. Зак, как прозорливый руководитель, начал искать замену заранее и уже был готов к подобному развитию событий. Кандидатом на освобождающуюся должность стал Андреа Стелла, исполнительный гоночный директор команды, имеющий семилетний опыт работы в «Макларен». Об этом было объявлено 13 декабря.

Назначение итальянца не сулит никаких неожиданностей фанатам «Макларена». Занимая ответственный пост, он тесно сотрудничал с Зайдлем, а до своего прихода в «Макларен» в 2015 году десять лет проработал инженером в «Феррари». В его активе сотрудничество с такими звездами как Михаэль Шумахер, Ким Райкконен и Фернандо Алонсо. Конечно, решение инженерных проблем – это не то же самое, что и управление всей командой. Однако выбор, сделанный в пользу Стелла, представляется вполне обоснованным.

Рискованное решение «Уильямс»

Если в «Макларене» кадровые перемены пройдут плавно и не вызовут каких-то серьезных разногласий, то решение хозяев другой британской команды расстаться сразу с двумя ТОП-менеджерами стало громом среди ясного неба. Входящая в ТОП-10 «Уильямс» объявила об увольнении руководителя команды Йост Капито. Вместе с ним покидает свой пост и технический директор Франсуа-Ксавье Демезон. Впрочем, вторая отставка вполне ожидаема, поскольку Демезон пришел в «Уильямс» по приглашению Капито. Они вместе успешно сотрудничали над раллийным проектом «Фольксвагена».

Предполагают, что причиной резких перестановок стали внутренние конфликты. В последнее время усилилась текучесть кадров, которую многие склонны объяснять неприятием в команде новых методов управления, попытками Капито и Демезона перекроить сложившийся коллектив по собственным лекалам.

Еще одним весомым фактором в пользу увольнения стало отсутствие ожидаемых результатов от технической революции: команда, девять раз завоевывавшая кубок конструкторов «Формулы-1», в сезоне 2022 года представила откровенно слабую машину. Согласно инсайдерской информации, не стоит ожидать многого и от болида, который должен выйти в сезоне 2023 года. Вероятно, в совокупности все это и привело владельца «Уильямс» к выводу о неспособности нынешнего ТОП-менеджмента достичь поставленных результатов.

Остается только гадать, есть ли в запасе у хозяина команды подходящая замена и насколько сильно отразится подобная революция на результатах команды из Гроува. Остаться в межсезонье без технического директора и руководителя, способного возглавить незнакомый коллектив, – насколько решительный шаг, настолько же и рискованный. Талантливого инженера не так просто найти, как и организатора, которому можно доверить сложившийся коллектив гонщиков. Конечно, можно посмотреть в сторону Маттиа Бинотто, который имеет опыт работы на этих должностях. Однако у него, скорее всего, есть возможность выбирать…

Что выберет Бинотто?

Бинотто заслужил репутацию превосходного инженера, и не случайно сразу после его отставки из «Феррари» заговорили о предложениях, которые он получил. Среди потенциальных работодателей называют «Заубер» («Ауди»), «Альпин» и «Астон Мартин».

Согласно слухам, в немецкой компании швейцарцу предложили возглавить инженерную часть и работать над шасси, силовой установкой. Вопрос в том, захочется ли Бинотто ограничиться лишь техническими задачами под руководством того же Зайдля остается открытым.

Пилот «Формулы-1» рассказывает о личном опыте в IndyCar

Сегодня сложилась практика выбирать для американского первенства более упрощенные автомобили. Благодаря такому подходу, пелетон превращается в незабываемое зрелище…

Герой этой статьи – гонщик из Франции Ромен Грожан. Стаж его выступлений в «Формуле» 10 лет. Фанаты помнят его стоящим на одном пьедестале с Кими Райкконеном, вспоминают опасный момент в Бахрейне, чуть не стоивший ему жизни. Грожан сумел пережить отстранение на старте карьеры, когда он был наказан за завал.

В конце 2020 года Ромен закончил с «Большими призами», но продолжает карьеру в американской IndyCar…

Чемпионат считают догоняющим по уровню «Формулу-1». Для спортсменов это возможность обнулить и заново начать карьеру, благодаря IndyCar вернулись к успешным выступлениям Эриксон и Сато. Грожан отлично смотрится в такой компании, похоже, что он нашел свой формат. Те зрители, которые давно за ним следят, уверены: со временем гонщик только улучшит свои выступления.

Но что же сам Грожан думает об американской моносерии? Каковы практические отличия? Пилотам чемпионата приходится быстро менять стили вождения, чтобы оставаться конкурентоспособными в Америке… Что расскажет об этом сам гонщик?

«В ходе прохождения медленных поворотов IndyCar значительно быстрее»

С IndyCar ты оказываешься быстрее, проходя медленные повороты. Если ты переходишь в сюда после «Формулы», приходится перестраиваться: усилителя руля у тебя больше нет. На практике это означает изменение плана тренировок, нужна совсем другая физ. подготовка.

На Ф-1 все перегрузки приходятся на шею. В IndyCar отсутствует прижимная сила такой степени, но нужны сильные руки. Нагрузка ложится на плечи и предплечья, ведь не так просто развернуть машину, когда трицепсы слабоваты.

С технологической точки зрения машины «Формулы» заметно превосходят машины IndyCar. Тут проще все, от трансмиссии и до подвески. Стандартный аэродинамический пакет, нет гибридных систем.

Аэродинамика IndyCar создавалась ради гонок, но не ради увеличения скорости. У нее проще получается догонять соперников, потому что большое механическое сцепление с поверхностью. Команды должны следить только лишь за своевременной заменой амортизаторов.

Настроек в машине нереальное количество, но у всех одни и те же возможности. Допускается экспериментировать только с амортизаторами, команды извлекают из них все возможное.

Меня впечатлило, – признается гонщик, – какое у IndyCar механическое сцепление при прохождении кочек или медленных поворотов. Я уверен, в шпильках эта машина едет быстрее прежних, к которым я привык. Но вот быстрые повороты не позволяют набирать ту привычную скорость, прижимная сила конечно заметно меньше «Формулы-1».

Грожан поясняет, что настройки «Формулы» меняются непосредственно на руле, под рукой баланс тормозов: на контроле дифференциал и другие возможности. Рулить в IndyCar проще, конструкция примитивнее. Но гонщики частенько пользуются возможностью сменить положение стабилизатора прямо из кокпита. Это особенно важно на овалах, стабилизатор требует дополнительной регулировки практически на всех прямых отрезках с учетом ветра и прочих факторов.

Еще одна интересная вещь – возможность изменить механический баланс. На обычных трассах это делается прямо за рулем – и вот уже шины используются более эффективно. Ромену нравится, что жесткие настройки можно по-быстрому выставить на отрезке с прямыми поворотами. На медленных участках режим меняется на более мягкий. Эта вариативность регулировок в процессе пилотирования позволяет извлечь максимум из резины.

«Слишком мягкий подход со стороны судей»

Грожан отметил мягкость судей и перешел к рассказу об очередном заметном различии в гонках, а именно, «аэроскрине» вместо «гало». Это идеальное решение для пилота, он защищен от обломков полностью. Конечно, «аэроскрин» – беспроблемное решение для обычных трасс… Только в нем немного жарковато. Изредка приходится приводить в порядок на пит-стопе стекло, если оно запачкано.

Мое предложение, возможно, «аэроскрин» лучше выбирать на овалах, – мягко заговаривает о новшестве Грожан, – а для остальных трасс я бы переходил на «гало».

Дорожные трассы

Что до трасс, их три вида:

• Овальные. Большие овалы еще называют суперспидвеями, им противопоставляются шорт-треки;

• Дорожные трассы схожи с теми, к которым болельщики привыкли на «Формуле». Но покрытие отличается: в IndyCar больше кочек, больше неровностей. Этакий симпатичный олдскул;

• Уличные трассы.

Сам Ромен Грожан признается, что трассы IndyCar ему нравятся больше, особенно дорожные. По сравнению с овалами, это как горный и городской велосипед. Вроде бы и там и тут крутишь педали, но разница колоссальная. В овалах он предпочитает короткие. Там всего пара-тройка траекторий, зато много азарта, много усилий. На суперспидвеях тебе везет, если машина хороша, а вот если техника не лучшая, гонка становится скучной и нудной.

– Я свыкся с трассами с большим трудом, – вспоминает гонщик. – Зато сделал для себя вывод: гонять на них можно только на хорошей машине. Если она так себе, пытаться превзойти ее технические характеристики не выйдет, такие попытки только создают лишние проблемы.

Наверняка Грожан имеет ввиду свой дебют в «500-х милях Индианаполиса». Там ему не удалось сохранить контроль, на середине дистанции машина влетела в отбойник.

Правил в IndyCar меньше, гонки не настолько жестко регламентированы. Именно поэтому часть решений перекладывается на команду судей, стюардов. Сами гонки проходят жестче, чем в «Формуле», порой даже слишком. Рамен в качестве примера приводит момент, как он обогнал Джонсона на «Лагуна Секе» в 2021-ом году. Пусть зрителям это казалось чем-то впечатляющим, фактически обгон не был чистым и безупречным.

Еще один пример – то, как Ньюгарден врезался в него в Нэшвилле. Эту испорченную гонку Грожан не может простить Джозефу до сих пор, а ведь того даже не оштрафовали: болиды шли бок в бок. Зато стюарды в некоторых моментах заметно мягче, чем в прежних соревнованиях. В «Формуле» более жесткий подход.

«Пилоты с высоким уровнем подготовки»

В обеих сериях, уверен Ромен, гонщики просто великолепны. Да, «Формулу» по-прежнему считают лучшей, но там нет, например, Алекса Палоу. На него стоит посмотреть. Перед американским Гран-при он всего-то пару десятых уступил Ландо Норрису в пятничных заездах в Остине. Шины были такими же. Вообще все лидеры IndyCar обладают великолепной квалификацией…

Грожан признает, что машины IndyCar подходят не всем пилотам. Такой болид будет много скользить, при входе в поворот он выдает избыточную поворачиваемость, а в самом повороте – уже недостаточную. Зато как прекрасно выходит из поворота! В общем, трудновато придется в IndyCar тем гонщикам, у кого были сложности с «гуляющей» задней частью машины перед поворотом.

– Но, –отмечает гонщик, – от этого не уйти. Когда-то обсуждали «Формулу-3», отмечали лет 15 назад: если машина быстрая, она всегда избыточно-поворачиваемая. В IndyCar едва начнешь регулировать этот недостаток, как теряешь скорость езды. Нужно просто привыкнуть, что машину ведет, что она скользит. Это ее способ гнать по трассе.

Грожан прекрасно приспособился к особенностям автомобиля, его стиль вождения как раз требует чего-то подобного. В «Формуле» приходится вести себя плавно, в IndyCar – более агрессивно, словно атакуешь. Нужно привыкать к скольжениям, плавная езда тут не срабатывает.

«Вариант Формулы – лучшая просчитываемость»

В IndyCar не предусмотрены зарядки и батареи, а ключ к гонке – запас топлива. О нем приходится думать постоянно.

В новой машине могут использоваться обычные шины, а можно выбрать и мягкие. Но на вторых едут лишь короткий отрезок пути, либо выбирают их для тренировок. Надолго таких покрышек, увы, не хватает. При этом нужно их чувствовать, понимать, как ими пользоваться, чтобы не износить раньше времени.

«Формулу-1» легче заранее просчитать. Здесь предварительно сформированы планы на все случаи, их может быть три и больше. Всю дистанцию нужно их придерживаться, ничего не надо изобретать. В IndyCar приходится быстро принимать решения внутри ситуации. От многого зависит: и когда флаг показали, и сколько топлива остается, когда пит-лейн закроется.

– От меня требуют назвать лучшую машину, но как ее выбирать? Я обожаю обе. Счастлив, что мне дали шанс десять лет гонять в «Формуле». Сейчас я по-прежнему занят любимым делом.

Грожан счастлив оставаться пилотом и развивает карьеру на радость болельщикам. В скором времени мы обязательно увидим достойные результаты.

Что скрывается за переходом сорокалетнего Алонсо в «Астон Мартин»

Сезон уходящего года в «Формуле-1» не запомнился ничем особенным, если бы не уход знаменитого Фернандо Алонсо из клуба, занявшего четвертое место. Об этом известно с первых чисел месяца, и это сообщение стало для многих полной неожиданностью. Что заставило Алонсо предпочесть французскому «Альпину» британскую команду «Астон Мартин»?

В догадках о причинах сенсации недостатка не было. Несмотря на разнообразие высказанных предположений, несомненным оставалось то, что это неожиданное решение не явилось случайной прихотью двукратного чемпиона мира. Испанский гонщик, которому перевалило за 40 лет, отнюдь не собирается ограничиваться завоеванными титулами и наградами. Может быть, Алонсо рассчитывает показать в своей новой команде более высокие результаты, чем те, которые он демонстрировал в последнее время.

О причинах можно только догадываться

Согласно мнению специалистов, с этой точки зрения переход в «Астон Мартин» не сулит Алонсо никаких особых преимуществ. Несмотря на то, что команда Лоуренса Стролла на финише сезона 2022 года явно прибавила и собирается наращивать достигнутый прогресс и в будущем, ее потенциала явно недостаточно, чтобы претендовать на выход в первую тройку «Формулы-1», по крайней мере в ближайшие годы.

«Альпина» же, которую покинул Алонсо, все последние годы неизменно занимает места в первой пятерке «Формулы-1». Не более убедительной причиной представляется и появление в Барселоне модернизированная версии машины «зеленых», которая подозрительно напоминает Red Bull RB18. К тому же команда только-только начинает ее осваивать, хотя Майк Крайк заявляет, что в этой модели нет ничего принципиально нового.

Скорее всего, решение об уходе было принято под влиянием усиливающегося дискомфорта Алонсо относительно своего положения в «Альпине». Возможно, что ему показался обидным намек на его возраст, в то время как он рассчитывал на заключение длительного контракта. Может быть, гонщику стали известны какие-то настораживающие детали, которые говорят о том, что за внешне блестящим фасадом команды не все так уж благополучно. В любом случае простор для предположений весьма широк.

Будет ли будущее Алонсо светлым?

Какое место будет отведено Фернандо Алонсо в составе британской команды? С одной стороны возраст, опыт и заслуги гонщика говорят о том, что он мог бы стать ее организующим центром и преуспеть в этой новой для себя роли. Однако есть несколько немаловажных факторов, которые позволяют считать такую перспективу маловероятной.

Здесь напрашивается аналогия с приходом в 2010 году в таком же качестве в команду «Мерседес» Михаэля Шумахера. Знаменитому гонщику удалось выстроить чемпионскую команду, хотя достигнутыми результатами он сам не воспользовался. Однако в успехе Шумахера немалая заслуга принадлежит его другу Россу Брауну. У Алонсо такого помощника сейчас нет.

Не составит труда догадаться

Во-вторых, у Фернандо отсутствуют необходимые успешному управленцу качества. Он талантливый гонщик, возраст которого отнюдь не сказывается на его результатах. Успех команд, за которые он выступал, был связан с его ездой на треке, а не с организаторскими способностями. К тому же в «Астон Мартин» Алонсо придется работать в паре с сыном владельца команды. Не составит труда догадаться, к кому из этой пары Стролл проявит больше лояльности. Пребывание Фернандо в «Феррари», «Макларене» и «Альпине» показывает, что его результаты возрастают пропорционально «тепличности условий», в которых он оказывается.

Прибавим к этому его необузданный нрав, неумение прощать ошибки товарищам по команде и неспособность сдерживаться при высказывании своего недовольства в интервью журналистам. Одним словом, шансы Алонсо гармонично вписаться в коллектив «зеленых», пока мало напоминающий оранжерею (достаточно вспомнить последнюю гонку Себастьяна Феттеля), мягко говоря, не очень велики.

Станет ли эта команда последней для гонщика?

Как ни печально, не стоит сбрасывать со счетов и возраст Фернандо Алонсо. Конечно, и на пятом десятке прожитых лет он способен превзойти многих молодых гонщиков. Настораживающими сигналами стали инциденты с двигателем GP2 на этапе в Японии, провал при возвращении в «Макларен» – все это говорит о психологической усталости, которая может достигнуть точки невозврата в любой момент. И чем скромнее будут результаты, тем быстрее пойдет этот процесс.

Скорее всего, «Астон Мартин» станет последней командой в карьере испанского гонщика. По завершению контракта Алонсо в 2025 году в списке действующих знаменитостей «Формулы-1» станет на одну фамилию меньше. Остается надеяться, что Стролл-младший наследует везение своего нынешнего знаменитого напарника.

Очередная семерка ненавистных пилотов «Формулы-1» из-за их шулерства, активность в других сферах

Продолжаем знакомить с гонщиками, которых больше всего ненавидят не только коллеги, но и почитатели «Королевских автогонок». Не избежал претензий даже четырехкратный обладатель чемпионского титула.

Риккардо Патрезе

В самом начале профессиональной карьеры на итальянца обрушился целый шквал критики. Некоторые пилоты обвиняли его в гибели Петерсона, поэтому придется рассмотреть все факты, относящиеся к случившейся трагедии.

В 1978 году этап, проходивший в Италии, стартовал с небольшой неразберихи. Сумятица произошла из-за ранней отмашки зеленого флага, когда не все болиды достигли своих позиций, отмеченных соответствующими линиями на стартовой решетке.

С целью сохранения целостности машины и собственного здоровья Риккардо выехал за пределы гоночной трассы. При последующем возвращении на дорожное полотно Патрезе помешал Ханту, поскольку вырулил непосредственно перед Джеймсом. Чтобы избежать аварии, англичанин совершил резкий маневр, случайно поддев болид Петерсона. Через две секунды «Лотус» шведского гонщика ударился о заградительный барьер, загорелся. Ронни был доставлен в ближайшее медучреждение, но усилия медиков не принесли желаемых результатов. Они были вынуждены констатировать смерть серьезно травмированного Петерсона.

Коллеги Патрезе признали его виновным. В преддверии очередного Гран-при, организованного на «Уоткинс-Глен», особо авторитетная пятерка пилотов потребовала отстранить Риккардо от участия в гонке. Ультиматум выдвинули такие прославленные гонщики как Хант с Андретти, Лауда, Шектер, а также Фиттипальди. Если бы виновнику трагедии разрешили гоняться, они объявили бы бойкот Гран-при США. С точки зрения действовавших правил требование было абсолютно противозаконным. Однако формульная дирекция пошла на уступки, запретив Патрезе принимать участие в одной гонке.

Дальнейшая череда событий привела Риккардо в судебную инстанцию Италии. Ему предъявили обвинение в непредумышленном убийстве. Спустя три года Патрезе полностью оправдали. Часть гонщиков, требовавших отстранить итальянца от состязания, также поменяли собственное мнение. Они признали ошибочность своих суждений, вызванных переполнявшими их эмоциями. Многие болельщики с таким вердиктом не согласились, как и некоторые пилоты, включая Ханта. Люди продолжили винить Риккардо в смерти Петерсона.

Дидье Пирони

Также обвинялся гоночным сообществом в трагической гибели популярного коллеги. Однако разница между трагедиями заключается в намеренных действиях Пирони, который агрессивно действовал против напарника, не думая о возможных последствиях.

К сезону 1982 года заводская команда «Феррари» подготовила машину, заметно превосходившую остальные болиды по гоночным характеристикам. Фаворитом считался Вильнев, выступавший за нее. Но его напарник Пирони также хотел завоевать чемпионский титул. В итальянской «Имоле» француз отказался подчиняться приказам, поступавшим с командного мостика. Дидье решительно атаковал лидировавшего канадца. Возглавив гонку, он чрезвычайно жестко отбивал атаки Жиля. В итоге победил Пирони.

Противостояние внутри команды нарастало. Этап на автодроме «Зольдер» омрачила гибель Вильнева, который разбился во время квалификационного круга. Фанаты «Феррари» обвинили Дидье в смерти напарника, утверждая, что Жиль превысил скорость, попал в аварию из-за сильного желания любой ценой опередить коллегу.

Андреа де Чезарис

Продолжает удерживать антирекорд по числу гонок, проведенных без побед. Однако он снискал дурную славу не по указанной причине. Спортсмен часто попадал в аварии, которых за всю его карьеру набралось 37 штук. Андреа прозвали де Крашерисом за регулярное участие в коллизиях.

Автомобиль безопасности, поэтому он

Большинство аварийных ситуаций возникало потому, что итальянец чрезмерно агрессивно пилотировал. Именно поэтому его ненавидели коллеги, эмоционально критиковали журналисты с комментаторами. Однажды Хант в прямом эфире де Чезариса даже обозвал идиотом.

Обыкновенным почитателям «Королевских гонок» не очень нравилась длительная поддержка Андреа производителем сигарет «Мальборо». Люди были убеждены, что его место целесообразнее предоставить перспективной молодежи. Сходная ситуация сложилась с Хюлькенбергом, вытеснившим из основного состава американской команды Шумахера, сына семикратного чемпиона мира.

Если Нико удастся продержаться в «Формуле-1» два сезона, он сможет отобрать антирекорд по количеству этапов без побед. Немец уже гонялся в 184 Гран-при, на счету итальянца 214 гонок, а формульный календарь включает свыше 20 трасс.

Нельсиньо Пике

По числу хейтеров практически догнал своего отца, троекратного чемпиона Ф-1. Папа в течение всей профессиональной карьеры постепенно пополнял армию ненавистников. Сын сумел превзойти легенду «Королевских автогонок» по темпам увеличения толпы недоброжелателей, плохо поступив всего один раз.

Бразилец намеренно разбил свой болид в 2008 году на городской сингапурской трассе, чтобы выиграл Алонсо, его напарник. Об инсценировке стало известно в следующем году, когда Бриаторе, руководитель команды, посреди сезона уволил Нельсиньо. Рассерженный преждевременным увольнением Пике заявил, что авария в Сингапуре была им подстроена по приказу Флавио. Письмо с подробностями бразилец отправил ФИА. Благодаря спланированному Бриаторе инциденту, для Алонсо вовремя выпустили автомобиль безопасности, поэтому он победил.

Обнародование компрометирующей информации спровоцировало появление ненависти к Нельсиньо. Одни возмущались фактом участия в грязной игре. Других разозлил мотив сдачи руководства «Рено», ведь Пике сознался в неблаговидном поступке только после своего увольнения.

Тимо Глок

В 2008 году разгневал бразильцев. Фанатично настроенные болельщики уверены, что пилот «Тойоты» умышленно вмешался в борьбу за чемпионство. К «Интерлагосу», завершающему сезон этапу, Хэмилтон по количеству набранных очков немного опережал Массу. Гонщику «Феррари» требовалось для завоевания чемпионского титула не только победить в гонке. Также Льюис должен был классифицироваться ниже пятого места.

Во время Гран-при стал накрапывать дождь. Тимо решил доехать до финиша без замены шин на дождевые покрышки, потому что оставалось проехать мало кругов. Ему даже удалось побыть на четвертой позиции, но усиление дождя на последнем круге испортило все планы. Глок был вынужден снизить скорость, поэтому его начали догонять соперники. Хэмилтон, совершив обгон, отобрал у него спасительное пятое место.

Массе для победы в чемпионате не хватило единственного очка. Бразильцы мгновенно возненавидели Тимо за пропуск Льюиса без навязывания борьбы. Фанаты подумали, что немец руководствовался национальными интересами, подыграв гонщику, выступающему на болиде с мотором, разработанным немецкой автомобилестроительной корпорацией «Мерседес». Однако в действительности начавшийся ливень моментально намочил трек. В таких условиях псевдослики не позволяли ехать даже в темпе аутсайдеров, перешедших на дождевую резину, а Хэмилтон управлял «Маклареном».

Ромен Грожан

Привлек всеобщее внимание своими авариями, хотя пилот достаточно талантливый. Частые столкновения спровоцировали появление волны критики. Он особенно отличился в 2012 году на бельгийском Гран-при. После старта в первом же повороте сделал «страйк», выбив несколько других машин, включая Алонсо.

Испанцу авария не позволила стать чемпионом, ведь ему не хватило четырех очков для победы в формульном первенстве. Именно по этой причине испанские болельщики возненавидели Грожана.

Теперь Роман гоняется в США, нередко попадая в коллизии. Именно поэтому и американские коллеги демонстрируют свой гнев.

Себастьян Феттель

Немца многие почитают, но и значительное количество тех, кто ненавидит. Численность последней группы постепенно увеличивалась в течение всей карьеры.

Когда он выступал за команду «Ред Булл», множество болельщиков отказывалось признавать его одаренность, сравнивать с величайшими гонщиками. Любители гонок считали, что немцу улыбнулась фортуна. Везунчик оказался в подходящий момент в нужном месте.

Отрицательно сказались на репутации пилота из Германии и скандальные истории с участием Уэббера. В качестве примера можно привести 2010 год. Турецкий этап многим запомнился столкновением напарников из-за самонадеянной атаки Феттеля. Через трехлетие Себастьян не подчинился приказу команды, обогнав Марка в сражении за победу.

Социальная активность также привнесла в жизнь немца негатив. Фанаты осуждают за превращение «Формулы-1» в рупор для популяризации идей, далеких от гоночной тематики. Аналогично нажил себе недругов и Хэмилтон.

Бывший участник «Формулы-1» рассказал о своих планах и о том, какое количество очков он смог бы набрать в сезоне нынешнего года…

У Никиты Мазепина есть собственный благотворительный фонд, который помогает спортсменам, отстраненным от турниров по причинам не спортивного характера. Недавно он подписал соглашение о совместной работе с одним из факультетов МГУ. Именно в этом учебном заведении когда-то учился Мазепин.

После подписания документа Никита дал интервью журналисту «Чемпионата». Говорили о договоре и про гонки.

– В университете знают, что Магнуссена сделали послом МГУ на афише перед началом гонки в Америке?

– Как-то не было времени сообщить. На самом деле Кевин не является послом именно бренда. Однако если он захочет учиться в МГУ, нам всем будет очень приятно!

– Какие выгоды ждут твоих подопечных после подписания нового соглашения?

– Университет будет всячески их поддерживать. Такую поддержку стоит ценить. Мне хорошо известно, какую помощь оказывает МГУ спортсменам, сегодня таких учебных заведений очень мало. Большинство их них просто выполняют свои прямые задачи и не участвуют в спорте. Этот университет просто удивительный. Здесь готовы поддержать спортсменов с самыми разными амбициями и планами.

На данный момент мы создаем специальную программу, которая поможет подопечным моего фонда. Профессиональные спортсмены должны получать совершенно иной подход в образовании. Изначально мы сделали опрос, а затем начали разрабатывать программу. Нам удалось узнать, чего именно желают эти люди. Спортсмены во время учебы будут получать самые важные знания, они на это не будут тратить слишком много времени. При наличии образования люди смогут получить неплохую работу.

– Это похоже на адаптацию. Спортсмена резко отстранили от соревнования, и теперь ему нужно выживать в обычной жизни.

– Именно так. Это можно сравнить с мостиком: после спортивной карьеры он может по нему пройти в обычную жизнь. Планируем запустить данную программу зимой 2023 года. Официальный договор мы подписали совсем недавно, но, несмотря на это, уже давно работаем над программой. Большая часть работы уже сделана.

– Недавно вы говорили о неких своих планах в карьере. Что вы планируете на 2023 год?

– Хочу принять участие в совершенно новой для меня дисциплине. Это будет за рубежом. Надеюсь получить от мероприятия максимум удовольствия.

– Это будут ралли-рейды или что-то другое?

– Совершенно иное.

– Это же будут автогонки? Мне удалось видеть вас водителем водного мотоцикла.

– У моего транспортного средства будет 4 колеса. Как известно, такое количество колес есть у многой техники. В скором времени мы сможем поговорить на эту тему более подробно.

– А как же ралли-рейды?

– Могут быть, если появится такое желание. У меня нет никакой программы. Если к началу лета мне захочется выступить, поеду на «Шелковый путь». Это соревнование считается самым престижным в нашем государстве. Оно меня всегда привлекало.

– А как де «Дакар»? Вы на него не поедете?

– Задача не из легких. Большинство наших спортсменов не смогли попасть на выступления. У меня такая же ситуация.

– Что стало причиной проблемы? Организаторы соревнований или «нейтральное» положение наших спортсменов?

– Там везде одни проблемы. Я не хочу перечислять их, в этом нет никакого смысла.

– Было объявлено, что на «Олимпийских играх» в 2024 году будут спортсмены со всех стран мира. Эти слова дают хоть какую-то надежду?

– Мы не можем знать, что будет в будущем. Очевидным является тот факт, что спорт опустел. Я люблю спорт и слежу за этим. Многие профессиональные спортсмены остались без соревнований, а ведь именно они задавали темп. Зрители теряют интерес к спорту, где нет наших спортсменов.

– Даже после ухода из «Формулы-1» вы продолжаете следить за этой гонкой? Как думаете, в следующем году найдется гонщик, который сможет соперничать с Ферстаппеном?

– Все зависит от зимних тренировок и создания новых транспортных средств. Этой зимой будет потрачено большое количество средств. Кто лучше всего подготовиться к гонке, тот и будет лидировать. Это вновь может быть «Ред Булл».

– На смену вам пришел Магнуссен. Ему удалось набрать 25 очков. Он победил Шумахера, который набрал всего 12 очков. А как бы вы выступили на этом соревновании?

– Мне кажется, я набрал бы больше очков, чем Мик Шумахер. Это немного неправильный разговор, ведь я не могут делать какие-то выводы. Если сравнивать итоговую гонку в Барселоне, то я был быстрее Шумахера. Исходя из этого, можно сделать вывод, что сезон я провел бы в такой же форме. Смог бы я или нет? В недалеком будущем сможете это увидеть.

– Вы вместе со своим папой принимали участие в съемках сериала «Беспринципные». Что можете сказать по этому поводу? Вам понравился такой опыт?

– В то время я был полностью свободен. Режиссер этого сериала является старым другом всей нашей семьи. На съемки нового сезона пригласили множество известных людей. Прыгунов также предложил нам с отцом сняться в этом сериале. Мы согласились. А почему бы и нет? Было очень много дублей! Даже маленькие сцены пришлось переснимать по миллиону раз. После этого я понял, что работать актером очень сложно! Это действительно тяжкий труд.

– Хотелось бы еще где-то сняться?

Мне удалось видеть вас

– Если предложение поступит от такого же талантливого режиссера, то соглашусь!