Статьи Концепция Триумфы и поражения Марка Джейкобса
10 июля 2011

Триумфы и поражения Марка Джейкобса

Фото №1: Сумки с логотипом от прославленной марки Louis Vuitton стали самой распространенной подделкой в мире. Даже те, кому ни о чем не говорит имя Марка Джейкобса, наверняка видели его великие творения – дамские сумочки, дорожные саквояжи, кошельки и чемоданы...

Творческая биография самого на сегодняшний день титулованного в ми ре моды дизайнера на первый взгляд может показаться легким и беззаботным полетом мотылька, а может быть – сказочным рождественским подарком судьбы. Настолько стремительным было восхождение Джейкобса на Олимп модной индустрии. Кажется, все достижения давались ему легко и беззаботно. Так ли было на самом деле?

Родившийся в 1963 году Марк Джейкобс (Mark Jacobs ) в возрасте семи лет остался без отца. Его мать после смерти мужа одну за другой совершала безуспешные попытки наладить личную жизнь – три неудачных замужества, бесконечные переезды. Мальчик попросту мешал ей, матери было не до сына... В конце концов маленький Марк остался жить у бабушки в старинном особняке на Манхэттене. Именно ее он позже назвал самым близким и родным человеком, оказавшим огромное влияние на его творческую жизнь.

Сидя долгими зимними вечерами перед телевизором и коротая время за просмотром бесконечных телешоу, бабушка вязала удивительные по красоте вещи и не только привила мальчику высокий эстетический вкус, но и… научила его вязать! Не случайно свою первую награду «Золотой наперсток» Марк Джейкобс получил за коллекцию свитеров, связанных собственноручно. Тогда он уже учился в университете искусств Parsons The New School for Design.
В 1978 году Марк устроился на работу в прогрессивный по тем временам нью-йоркский бутик Charivari: ежедневно пятнадцатилетний подросток был окружен изысканными вещами и, разумеется, уже не представлял себя вне мира моды. Однако жизнь скромного и неуверенного в себе очкарика состояла не только из работы: порой он ночи напролет проводил в Studio 54 – заведении, славившемся роскошью и вседозволенностью.

Однако в круговороте сексуально-героиновых вечеринок подросток не потерял себя и не утратил жадного интереса к моде. Более того, именно эти необузданные вечеринки и помог ли ему вывести собственную формулу создания одежды. Марк обращал внимание, какой измятой и растянутой выглядела под утро одежда богатых посетителей клуба, что, впрочем, не мешало им выглядеть по-прежнему фешенебельно… Когда новый преподаватель школы Parsons подтрунивал над Джейкобсом после очередной оглушительной вечеринки: «Что-то ты сегодня помято выглядишь», тот парировал: «Я не помято выгляжу. Просто пос ледние 16 лет я живу в Нью-Йорке».

Именно клубные наблюдения позволили дизайнеру создать свой индивидуальный прием, который усвоили и полюбили состоятельные люди нашего времени: одежда должна быть комфорт ной, и даже если она слегка измята, то выглядит по-прежнему роскошно, потому что выполнена из дорогих материалов. Такие вещи не теряют вид при интенсивной носке и позволяют хозяину не ударить лицом в грязь, в какой бы щекотливой ситуации он ни оказался. Критики моды тут же окрестили фирменный стиль Джейкобса словечком supercasual, а мятые кашемировые свитера стоимостью по 1200 долларов обрели головокружительную популярность и стали мгновенно расходиться в продаже.

Фото №2:

Взлеты и падения Марка.

Созданная в 1993 году кол лекция «Гранж» сделала Джейкобса знаменитым. Ее одной было бы достаточно, чтобы превратиться в дизайнера легенду и всю оставшуюся жизнь почивать на лаврах. Но Марк не собирался останавливаться на достигнутом. На протяжении всей своей карьеры он балансировал на грани триумфа и поражения. Взять, к примеру, все ту же гранжевую коллекцию: манекенщицы выходили на подиум в массивных армейских ботинках и… легких платьях в цветочек, похожих на те, что пылятся в бабушкиных сундуках. Рубашки свободного покроя из тончайшего трехсотдолларового натурального шелка выглядели с подиума так, словно были сшиты из клетчатой фланели. Плюс все те же неизменные свитера, будто измятые и вытянувшиеся после долгого ношения, – ну как же без них!

Коллекция произвела фурор и поставила с ног на голову мир моды, критики с журналистами визжали от восторга, которого, правда, не разделили покупатели: им вовсе не хотелось платить по 1500 долларов за платьица, похожие на те, что можно за считанные центы купить на блошином рынке.
Коллекция оказалась на грани финансового краха, а руководство Дома Perry Ellis, в стенах которого Джейкобс создал знаменитую коллекцию, вошедшую ныне во все учебники по истории моды, поспешило уволить дизайнера-экспериментатора, дабы спасти пошатнувшуюся репутацию традиционного бренда.
Впрочем, такое развитие событий сыграло Джейкобсу на руку: благодаря скандальному успеху гранжевой кол лекции резко возросла популярность его личного бренда Mark Jacobs. Вся его творческая жизнь – череда взлетов и падений, подарков судьбы и тяжелых испытаний. Не каждый в силах вынести такие перепады.
Разумеется, успехи и награды известны всему миру, а вот о глубоких падениях знали лишь самые близкие. Отсюда у сторон него наблюдателя может возникнуть ощущение, что Джейкобс – просто везунчик, любимец фортуны. В 1984 году судьба подарила Марку удиви тельную встречу: он, которому всю жизнь остро недоставало отца, познакомился с Робертом Даффи (Robert Duffy), ставшим ему отцом, другом, братом, наставником и партнером по бизнесу.

Когда в 1989 году Джейкоб са и Даффи пригласили работать в уже упомянутый Дом Perry Ellis, Марка – креативным директором, а Роберта – президентом, молодой дизайнер вместо того, чтобы расправить крылья перед распахнувшимися перспектива ми, напротив, пришел в оцепенение: настолько огромной показалась свалившаяся на его плечи ответственность. Болезненная неуверенность в себе, страх провала, бессонница и… ударные дозы алкоголя, чтобы хотя бы несколько часов не думать о гигантских масштабах работы. Чего только не пришлось пережить Джейкобсу на своем пути: и кражу моделей из мастерской, и пожар в студии, дотла уничтоживший готовую коллекцию всего лишь за два месяца до предстоящего показа… Однако судьба преподносит человеку лишь те испытания, которые ему под силу вынести.

Американец во Франции.

Неизвестно, чем считать поступившее Марку предложение занять место креативного директора люксовой марки Louis Vuitton – подарком судьбы или испытанием. Предложение это поступило в 1996 году от Бернара Арно (Bernard Arnault), влиятельного бизнесмена, который занимался тем, что реанимировал французские дома моды, вливая в классические бренды молодую дизайнерскую кровь.

Именно с его легкой руки Джон Гальяно попал в Dior, а Александр МакКуин – в Givenchi, и оба прославленных бренда от этого только выиграли. Поначалу Роберт Даффи, по-прежнему остававшийся деловым партнером Джейкобса, не принимал этого приглашения всерьез, но Арно был настойчив. Говорят, переговоры длились полтора года! Американская сторона пожелала, чтобы LVMH, крупнейшая бизнес-группа на рынке роскоши и красоты, краеугольным камнем которой был Louis Vuitton, гарантировала одновременно поддержку марки Mark Jacobs.

Французы пошли на формальную уступку, хотя и предложили в разы меньше, чем надеялись получить Джейкобс и Даффи. Знали бы они, что всего через несколько лет концерн LVMH приобретет треть акций бренда и 96% Mark Jacobs International. А пока Марк приступил к подготовке первой линии одежды прет-а-порте. Недоброжелатели не предвидели ни чего интересного в сотрудничестве экстравагантного американца с французским Домом, имеющим 150-летнюю историю и знаменитым своими кожаными аксессуарами на весь мир.

Фото №3:

Должность креативного директора Louis Vuitton, на которую Джейкобс вступил в 2000 году, стала для него очередной проверкой на прочность и подлинный профессионализм. И снова повторился все тот же кош мар: тотальный страх неудачи и кокаин с алкоголем – как способ забыться. Как рассказывала Анна Суи (Anna Sui), ныне всемирно известный дизайнер, «Марк хотел, что бы все исчезло, – у него просто не было сил». Джейкобс нервничал и срывался на подчиненных, а Даффи, пытаясь поддержать партнера, конфликтовал с руководством LVMH и буквально поседел на глазах. Дизайнера смогли вывести из депрессии лишь в наркологической клинике.

Однако все негативные ожидания завистников и недоброжелателей не оправдались: созданная Джейкобсом линия одежды, до того игравшая в Доме Louis Vuitton второстепенную роль, стала задавать тон на мировых подиумах. Дизайнер разработал свой знаменитый логотип LV, причем украсил им не только сумки, но и ткани, пуговицы, аксессуары. Этот прием возродил бум логомании, которого в мире моды не наблюдалось с 1980-х годов. Всего за несколько сезонов Марк Джейкобс превратил старинный уважаемый бренд с устоявшимися традициями в одну из самых актуальных и популяр ных марок. К 2004 году продажи Louis Vuitton достигли 3,5 миллиарда долларов в год – это в три раза больше, чем до прихода амбициозного американца в знаменитый французский Дом.

САМЫЙ, САМЫЙ, САМЫЙ…

Сегодня, как и в самой первой своей коллекции, Джейкобс продолжает демонстрировать сохранившуюся с юношеского возраста ироничность и абсолютное отсутствие предрассудков. Он удостоился едва ли не всех мыслимых и немыслимых титулов, которыми награждают дизайнеров ценители красоты и мэтры фешн-индустрии. Вундеркинд от моды, гуру современных дизайнеров, самый влиятельный и авторитетный дизайнер мира – все это он, Марк Джейкобс! Впрочем, и сегодня на его пути по прежнему случаются как взлеты, так и падения, победы чередуются с неудачами. Скажем, показанная в 2009 году в Париже коллекция для Louis Vuitton вызвала у публики, мягко говоря, недоумение. Что, впрочем, не помешало американскому дизайнеру в 2010 году стать Кавалером искусств Франции и получить медаль за неоценимый вклад в развитие модной индустрии из рук министра культуры Франции Фредерика Миттерана, назвавшего Джейкобса «культовым модельером, одаренным человеком и очень трудолюбивым работником».

Источник: журнал «Аксессуары. Вокруг сумки» www.snmd.ru
 

Понравилась статья?
Добавить новый адрес
Например, "(495) 599-12-34" или "(499) 500-75-53 доб. 21"
Нашли ошибку?

Расскажите, какие неточности или ошибки вы обнаружили на «Аденься».

Считается все: устаревшие адреса, неправильные фотографии и орфографические ошибки. Спасибо!

Нажимая кнопку "Отправить", я подтверждаю свою дееспособность, даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Условиями
Отправить сообщение

Указывайте корректные данные, в противном случае сообщение не будет отправлено адресату.

Добавить