06 Mar 2007

О спорт, ты - стиль!

В пятидесятых годах мир со спокойной совестью курил и ел жирное и калорийное. Спортом люди интересовались как болельщики, а регулярными приседаниями, отжиманиями и пробежками занимались немногие чудаки. В эти годы Adidas разрабатывал и производил новые виды обуви в основном для профессиональных спортсменов. Так, например, в 1950 году появились любимые нынешними представителями хип-хопа бутсы Samba, а в 52 году спортсмены получили первые спортивные сумки с тремя полосами.

В шестидесятых все танцевали твист и слушали Beatles, а вместе с буги и травкой в 70-х боролись за мир — время на спорт категорически не хватало. Тем не менее разработка новых моделей и технологий adidas набирала обороты — к олимпиаде в Риме появились кроссовки Rome 60, а через четыре года немецкий бегун Вилли Холдорх выиграл золото на Олимпиаде в Токиo в самых на тот момент легких кроссовках Tokio 64.

В 1971 Мухаммед Али (Ali Muhammad) в первые за свою спортивную карьеру проиграл Джо Фрэйзеру (Joe Fraziеr) в специальных бутсах для бокса аdidas, впрочем, обувь его соперника тоже была с тремя полосами. В середине шестидесятых компания запускает первую мужскую линию спортивной одежды, а вот над запуском женской линии, как это не странно звучит сегодня, менеджеры думали еще несколько лет. Одежда для спорта делалась без дизайнерских излишеств. Спортивные профессионалы и любители в то время не были сильно привередливыми и носили, так сказать, что было. Спортивный костюм и кроссовки были тогда по своему «социальному статусу» ближе к рабочей униформе и медицинскому халату.

И вот в 84 году с легкой подачи Джейн Фонды в мир захватило массовое помешательство на почве аэробики, и с тех пор увлечение спортом превратилось долгосрочной социальный феномен. После аэробики в моде был джоггинг, затем появился фитнес с слайдами и степами, и уже совсем недавно йога и пилатес. В наши дни даже если спортивный клуб человек посещает три раза в год, для лежания на диване у него наверняка есть спортивный костюм.

Более того, с начала 80-х изменилось отношение к спортивной одежде. Если раньше ее носили только на стадионах и спортивных центрах, то постепенно появляться на улице в кроссовках и тренировочных стало не просто допустимо, но и вполне трендово. Статистка уважаемого исследовательского агентства Mintel утверждает, что к 1999 году 70% спортивной одежды американцы носили как повседневную. И как следствие чрезвычайно возросли требования к внешнему виду кроссовок, олимпийкам и прочим тренникам.

По честному признанию директора по маркетингу adidas Эрика Стаммингера (Erich Stamminger), в восьмидесятых компания фактически прозевала бум по аэробике и пробежкам, не говоря уже о предложениях в новой фомирующейся нише «спортивной одежды не для спорта». В adidas прекрасно знали, как сделать самые технологичные кроссовки или как использовать новейшую «дышащую» лайкру в пошиве футболок, но сделать эти вещи стильными у них не получалось. С начала девяностых течение многих лет adidas боролись за свое место в этой нише модной спортивной одежды, которая неуклонно росла и все больше становилось «life style».

Конкуренты надо отметить были серьезные: с одной стороны прямые соперники Puma и Nike c более прогрессивным и оперативным подходом, с другой стороны околоспортивной темой активно занялись такие как марки как Levi?s, Diesel, GAP Replay. Большой удачей на этом пути стал, насколько можно судить, добровольный промоушен со стороны Мадонны, которая в 93 году оделась в винтажные кроссовки и куртку аdidas образца семидесятых.

Однако настоящий прорыв произошел в 2002, когда арт-директор Майкл Махальски (Michael Michalsky) решил привлечь к разработке дизайна мужского направления Йоши Ямамото (Yohji Yamamoto), а чуть позднее женской одеждой занялась Стелла Маккартни (Stella MacCartney). К моменту начала совместной работы с этими двумя уважаемыми дизайнерами, благодаря усилиям Михальски, над моделями adidas уже трудилась креативная команда из 185 человек. Причем путь новой модели от задумки до магазинной полки сократился вдвое по сравнению с принятыми в спортивной индустрии восемнадцатью месяцами.

Однако запуск линий Y3 и Stella MacCartney окончательно установили новый принцип работы — стиль в спортивной одежде важен ничуть не меньше, чем технологические инновации типа запатентованных ткани 3D, специальной фибры или промежуточной подошвы. Любопытно, что примерно за год до подписания долговременного контракта с adidas Ямамото, по собственному признанию, уже собирался отойти от прикладной дизайнерской работы, однако перспектива превратить технологичные, но скучные кроссовки в модный объект не дала мастеру спокойно уйти на покой.

К слову, уже первый экспериментальная модель Yamamoto/adidas была продана по всему миру в количестве пятьсот тысяч штук. К сотрудничеству дизайнера подтолкнул еще один личный мотив- «до начала работы с adidas я носил футболки Calvin Klein и Helmut Lang, а теперь смогу сделать свои собственные». Неизвестно какие личные мотивы подвигли Стеллу Маккартни на работу с Adidas. Но, по ее словам, проведя исследование рынка перед началом работы, она была крайне поражена, насколько женская одежда для спорта ни имела ничего общего со стилем — «Модели спортивных костюмов детских розовых и голубых оттенков были настолько уродливыми, что выглядели почти классно».

Благодаря усилиям Маккартни модельный ряд Adidas обогатился стильной одеждой для пробежек, спортзала, бассейна, а чуть позже и для горных лыж. Стелла МакКартни также как и Ямамото с большим энтузиазмом относится к сотрудничеству с Adidas, и в конце прошлого года оба дизайнера продлили контракт до 2010 года.

Понравилась статья?
Ваш город:
Москва
Добавить новый адрес
Например, "(495) 599-12-34" или "(499) 500-75-53 доб. 21"
Нашли ошибку?

Расскажите, какие неточности или ошибки вы обнаружили на «Аденься».

Считается все: устаревшие адреса, неправильные фотографии и орфографические ошибки. Спасибо!

Отправить сообщение

Указывайте корректные данные, в противном случае сообщение не будет отправлено адресату.

Добавить